Закат Юрского. Некогда популярный актер снялся в «чернухе» про И.В. Сталина

В жалкий политический фарс вылилась очередная попытка обслуживающих режим кинематографистов исказить образ Сталина и его эпохи.

Съемки фильма Ирины Гедрович (сценарий Ю. Алейниковой) «Товарищ Сталин» проходили на так называемой ближней даче Сталина в московском районе Кунцево. Предполагалось, что это поможет правдивому воссозданию событий последних месяцев жизни Иосифа Виссарионовича. Правды, однако, мы не увидели. На экране — паноптикум ряженых трусов и подлецов, отчаянно цепляющихся за власть в преддверии близящейся кончины «Самого» и на фоне апокалиптического сюжета о возможном ядерном ударе США по СССР.


Советская страна, советский народ поделены на доносчиков и тех, на кого доносят, не иначе: возникает образ глобального ада, где в роли чертей-мучителей выступают, конечно же, гебисты, возглавляемые сатаной в устрашающе поблёскивающих очках. И над всем этим нависает трагикомическая карикатурная фигура полоумного опустившегося старика, разгуливающего по даче в нагольном тулупе, ненавидящего всё на свете и замышляющего с помощью водородной бомбы, которую готовит для него будущий академик Сахаров, покорить Европу до Атлантического океана, чего ему якобы не удалось, хотя очень хотелось, сделать на исходе Второй мировой войны. Таков экранный Сталин.

Реального образа страны на экране, естественно, тоже нет: действие загнано в зловещие интерьеры госдачи и мрачной коммуналки, а образ народа олицетворяют работающий на сталинской даче истопником рядовой сотрудник МГБ Егор с женой и приютившаяся в их комнатухе родственница Лена, член семьи репрессированных «врагов народа», оставшаяся случайно на свободе, что внушает Егору ужас, но не мешает после ареста жены послушно завалиться в постель с этой, как выяснится позже, хитрой и подлой бестией. Такой вот он, ваш народ-победитель, — получ`ите.

Подобные псевдоисторические поделки, выдаваемые в эфир к определённым датам советского календаря (недавно к дню рождения Фурцевой на телеканале «Россия 1», теперь — 9 декабря по старому стилю — к дню рождения Сталина на НТВ), укладываются, можно сказать, в особый формат, когда нарастающий интерес зрителя к советскому прошлому используется для впаривания ему дурацких антисоветских мифов вроде того, что Сталин планировал военные операции по глобусу, что в первые десять дней войны он впал в прострацию, а умер, дескать, от отравления… И невежественный, падкий на такого рода сенсационные глупости обыватель заглатывает эту наживку с заложенным в неё ядом антисоветизма.

К сожалению, отравлены им и многие деятели культуры, даже такие крупные, безусловно, талантливые артисты, как Сергей Юрский, сыгравший в «Товарище Сталине» главную роль. В одном из интервью он так высказался о прототипе своего героя: «Сталин интересен как выдающаяся фигура. Исторические фигуры такого масштаба подчас ужасны, но в то же время велики и незабываемы. Они — большое явление для своей нации, своего народа и времени». С последним трудно не согласиться. Но как же крупный мастер сцены и экрана не почувствовал, что в данном случае его втягивают в пошлейшую авантюру? Никакого масштаба, никакого величия, никакой правды в его Сталине нет и быть не могло в рамках той авторской и режиссёрской концепции, которая реализована в фильме.

А есть — и не может не быть — серьёзный ущерб для актёрской репутации, завоевать которую трудно, а вот уронить очень легко.

 

Владимир Вишняков, по страницам газеты «Правда»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Наши страницы в соцсетях

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон (обязательно)

Хотите ли Вы стать членом КПРФ?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники