Как складывается азиатский пасьянс Вашингтона?

Несмотря на объявленные Алмазбеком Атамбаевым, новым главой Киргизии, планы вывести с её территории американскую военную базу, республика продолжает оставаться союзником Соединённых Штатов, послушно исполняя любые прихоти Вашингтона. Однако в условиях нового этапа экспансии США, начало которого ознаменовали события в Ливии и Сирии, положение американского сателлита грозит Киргизии смертельной опасностью.


ОДНО ИЗ ПЕРВЫХ заявлений Атамбаева, сделанных им после победы на президентских выборах 30 октября, касалось судьбы американской базы близ аэропорта «Манас». По словам новоиспечённого руководителя государства, договор с США заключен до 2014 года, и продлевать его не имеет смысла. Поскольку, как отметил Атамбаев, размещение американских военных не только не способствует укреплению безопасности Киргизии, но и грозит втягиванием республики в военный конфликт, например, между США и Ираном. В этом случае военная база в 30 километрах от Бишкека станет возможной целью для нанесения удара со стороны иранских вооруженных сил.

Высказанные Атамбаевым мысли являются вполне здравыми. Десять лет, которые прошли со времени размещения в Киргизии базы США, не сказались положительно ни на безопасности страны, ни на её репутации у соседей. Вывод американской базы, свёртывание многочисленных программ сотрудничества между силовыми ведомствами двух государств (США и другие страны НАТО активно «обхаживают» Министерство обороны и МВД Киргизии, строя для них военные городки, поставляя вооружение и технику, обучая киргизских офицеров), а также участие американцев в экономических, гуманитарных программах (в рамках USAID и других организаций) — это требования, настоятельно выдвигаемые временем для нового руководства страны.

Но вот стоит ли ждать от него решительных шагов? К сожалению, заявление Алмазбека Атамбаева, каким бы категоричным оно на первый взгляд ни казалось, остаётся только заявлением. Оснований надеяться, что оно воплотится в конкретные дела, пока нет. Никогда прежде Атамбаев не сомневался, что столь тесные отношения с США — благо для Киргизии. Занимая многие ответственные посты (например, премьер-министра при президенте Курманбеке Бакиеве, одного из руководителей временного правительства в 2010 году и т.д.), он не призывал вывести базу или расследовать сомнительные действия американских военных в республике. Его не смущал откровенно прозападный настрой предшественницы — Розы Отунбаевой. Сомнительность тезиса об антиамериканской настроенности нового президента подтверждается еще и тем, что самым высокопоставленным гостем на инаугурации Алмазбека Атамбаева

1 декабря был президент Грузии Михаил Саакашвили. Делегации из соседних республик и из России были куда скромнее.

Скорее всего, громкая фраза о базе преследовала вполне прагматичную цель укрепления собственного имиджа и расчет на помощь со стороны России. Экономическое положение Киргизии остаётся весьма шатким, и помощь извне необходима руководству страны как воздух. Нельзя исключать ещё одну причину, которая подвигла Атамбаева на наделавшее столько шума заявление, а именно: стремление выторговать у Штатов больше денег за аренду базы. В своё время этим нередко грешил Курманбек Бакиев, рассыпавший налево и направо угрозы и обещания, а потом тихо подсчитывавший барыши. В Вашингтоне возможный намёк поняли и пообещали «провести с руководством Киргизии консультации».

От нынешней политической элиты республики ждать смелых шагов, наносящих ущерб интересам США, не следует. За 20 лет суверенитета она стала настолько зависимой от Вашингтона, что курс на независимую внешнюю политику будет равнозначен краху киргизской элиты. Моментально всплывут неприглядные факты финансовых махинаций, «пятая колонна» в лице спонсируемых Западом НПО, за последние полтора года обретших огромное влияние, начнет остервенелую кампанию против режима. Тем не менее вывод американской базы необходим. Иначе республике грозит втягивание в губительные, смертельно-опасные авантюры. Центральноазиатский регион занимает ключевое место во внешнеполитической стратегии США на ближайшее десятилетие. И уже сейчас ясно, что американской базе в Киргизии отведена в этой стратегии важная роль.

Об этом говорит хотя бы незамедлительная реакция Вашингтона на заявление Алмазбека Атамбаева. Казалось бы, чего беспокоиться?! Новый президент дал понять, что до 2014 года трогать базу не собирается. А 2014-й, напомним, — это крайний срок вывода американских войск из Афганистана, обозначенный руководством США. По идее, потребность в базе отпадает (ведь, согласно договоренно-стям, Киргизия предоставляет территорию под военный объект только на время операции в Афганистане). Однако в Вашингтоне так не думают. Да, США собираются вывести большую часть почти стотысячного контингента. Но уходить из региона они не намерены.

В ноябре в Кабуле прошла Лойя джирга — Высшая всеафганская ассамблея. Она одобрила планы правительства по заключению соглашения с США о долгосрочном стратегическом партнёрстве. Оно, в частности, предусматривает пребывание американских военных баз на территории Афганистана, как минимум, до 2024 года. По словам старейшин, стратегическое партнёрство с Вашингтоном необходимо для лучшего обеспечения безопасности в стране. Понятно, что мнение всего афганского народа Лойя джирга не выражает. Это марионеточный орган марионеточного режима Хамида Карзая, вся власть которого держится на американских штыках и распространяется (да и то с оговорками) лишь на Кабул и окрестности. Тем не менее к проведению ассамблеи стоит отнестись серьезно. На ней были объявлены планы Вашингтона. Устами Лойя джирги США дали сами себе «зелёный свет» фактически на постоянное пребывание в Афганистане.

Стратегия американцев прагматична. Зачем держать в стране многочисленную армию и тратить на нее огромные деньги, если тех же самых целей можно добиться с меньшими затратами? Сеть военных баз позволит контролировать территорию Афганистана и поддерживать марионеточный режим в Кабуле. Но не стоит думать, что планы США ограничиваются рубежами Афганистана. Изначально, еще вторгаясь в эту страну в 2001 году, Вашингтон преследовал намного более масштабные цели. Присутствие в Афганистане позволяет держать крупные военные силы у восточных границ Ирана, контролировать пока союзный, но непредсказуемый, к тому же обладающий ядерным оружием Пакистан. А самое главное — иметь форпост у рубежей Китая и России. Впрочем, для этих целей одного Афганистана мало. Не случайно с самого начала военной кампании США сделали ставку на центральноазиатские республики. Размещение военных объектов в постсоветских республиках было выгодно именно с позиции не объявленных, но долгосрочных и важных целей афганской кампании. Не борьба с «Талибаном» и «Аль-Каидой», а закрепление в ключевом регионе Азии — вот истинная причина, почему здесь появились солдаты США и НАТО и почему они не собираются никуда уходить.

Неудивительно, что одновременно с сообщениями о сохранении американских баз в Афганистане после 2014 года появилась информация о том, что Вашингтон планирует расширить своё военное присутствие в Центральной Азии. По мнению экспертов, значительная часть американского контингента может быть передислоцирована в Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Это косвенно подтверждает обеспокоенность США заявлением Атамбаева, явное потепление прежде прохладных отношений Запада с Ташкентом, а также с Душанбе. Американцы не особо скрывают свои намерения. Не так давно заместитель госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк откровенно заявил: «Центральная Азия лежит на критически важном стратегическом перекрестке, гранича с Афганистаном, Китаем, Россией и Ираном. Поэтому Соединенные Штаты хотят продолжать расширять наше взаимодействие и наше сотрудничество с этим важнейшим регионом».

Для чего всё это Вашингтону? Военная экспансия просто необходима Соединенным Штатам. Это самый эффективный и быстрый способ предотвратить продолжение кризиса. Огромный внутренний госдолг и нежелание корпораций расставаться с лакомыми кусками прибыли толкают Вашингтон на военные авантюры, неприкрытый грабёж под лозунгами «демократии и свободы». Кроме того, Вашингтону позарез нужно отвлечь внимание жителей от накопившихся внутренних проблем. Создание образа очередного врага, провоцирование ура-патриотической истерии — отличный, давно зарекомендовавший себя способ.

В этом контексте и нужно рассматривать недавние события в Ливии, усиливающееся давление на Сирию и Иран. В течение ближайших нескольких лет программа-максимум для США — «зачистить» азиатский регион, ликвидировать все самостоятельные режимы, тем самым изолировать Китай и дестабилизировать (вплоть до расчленения) Россию. А для этого нужно «прижать к ногтю» Иран — кость в горле у западных стратегов. Чтобы добиться этой и других целей, Вашингтон пошел на заметное переформатирование своей тактики в азиатском регионе. Если раньше США опирались в основном на Израиль и структуры НАТО, то теперь круг их союзников расширился за счет Турции и монархий Персидского залива (Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ). Военные действия в Ливии и антисирийская кампания показали, что им отводится роль тарана (разумеется, не за «спасибо», а за внушительные преференции в покорённых странах).

Но интересен не только факт альянса между «оплотом демократии» и далекими от стандартов свободы арабскими монархиями. Вашингтон отныне не гнушается связями с исламистскими группировками. Например, в Ливии именно исламисты Киренаики стали главной ударной силой в борьбе против Муамара Каддафи. В восточной части страны они уже фактически провозгласили собственное государство (кадры с черными флагами «Аль-Каиды» на улицах Бенгази облетели весь мир и вынудили руководство США и НАТО оправдываться — правда, весьма неуклюже), но на этом не остановились и претендуют на власть над всей Ливией. Военным губернатором Триполи стал воевавший против американцев в Афганистане ярый исламист Абдельхаким Бельхадж. Фотографии улыбающейся Хиллари Клинтон (на снимке) в окружении бородатых боевиков в ливийской столице — символ новой тактики Соединенных Штатов.

Тесное сотрудничество США с исламистами представляет реальную угрозу для республик Центральной Азии, а также Китая и России. Религиозный экстремизм и прежде доставлял много головной боли этим странам. В ближайшее время следует ожидать его взрывной активизации. Американцы и их подпевалы из числа спонсируемых Западом неправительственных организаций не случайно твердят о том, что уход США из Афганистана оставит режимы центральноазиатских государств один на один с агрессивными группировками вроде «Аль-Каиды», Исламского движения Узбекистана и «Талибана». Заявление странное. Именно с приходом сил США и НАТО в регионе резко активизировались ислами-сты. Связано это в том числе с резко возросшим после 2001 года наркотрафиком из Афганистана. Западная коалиция с производством наркотиков в этой стране фактически не борется (а по некоторым данным, даже ему способствует). Многомиллиардный оборот от торговли зельем идет и на финансирование экстремистских группировок.

Эта разветвлённая, обеспеченная деньгами и оружием сеть может без особого труда дестабилизировать обстановку не только в отдельной стране, но и во всём регионе. Лучший повод для «приглашения варягов» в лице США придумать сложно. Не исключено, что террористические акты и невесть откуда появившиеся джихадисты в Казахстане — часть масштабного сценария по раскачиванию обстановки в Центральной Азии. Но не только здесь. По соседству располагается Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Америка давно поддерживает тамошний уйгурский сепаратизм. Исламская карта с большой долей вероятности может быть разыграна и в России (республики Поволжья, Северный Кавказ), максимальное ослабление которой также входит в стратегические планы Вашингтона.

Продолжая оставаться американским союзником, Киргизия рискует быть вовлеченной в реализацию крупномасштабных и кровавых проектов США и их сателлитов. Во-первых, она рискует быть втянутой в войну с Ираном. Во-вторых, диверсионно-подрывная деятельность с территории Киргизии против Китая также не будет способствовать процветанию и стабильности в республике.

Несмотря на очевидные угрозы, власти страны избавляться от столь опасных связей не собираются. Сотрудничество с Америкой продолжается. Местные силовые структуры получают вооружение от США и НАТО, а база под Бишкеком функционирует, как и прежде. Киргизия демонстрирует явную зависимость от Вашингтона. Показательным примером стала история с «ФинансКредитБанком» (ФКБ). В этом году он был куплен иранцами. США, разумеется, такую вольность позволить Бишкеку не могли и прислали в конце октября ноту протеста правительству республики. По словам американцев, ФКБ связан с иранскими банками «Сепах», «Меллат» и Банком развития экспорта Ирана, которые подпадают под действие санкций. Киргизия спешно исправила оплошность. Председатель совета директоров ФКБ Мохаммад Гафари арестован по подозрению в шпионаже и, по некоторым данным, содержится в СИЗО Госкомитета национальной безопасности. В самом банке поспешили сменить руководство.

Таким образом, не решаясь проявить твердость и пересмотреть внешнеполитические ориентиры, страна явно приближается к катастрофе.

По страницам газеты «Правда». Сергей Кожемякин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Наши страницы в соцсетях

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон (обязательно)

Хотите ли Вы стать членом КПРФ?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники