Оптимизированная медицина в стране не совсем здорова — это общеизвестный и многократно доказанный факт. Он в полной мере относится и к Челябинской области. Несмотря на многочисленные отчёты властных органов и публикации в СМИ о новых лабораториях, аптеках, поликлиниках и больницах с инновационными методами и оборудованием, число больных в области растёт, как и количество жалоб пациентов на ухудшение медицинского обслуживания, а смертность вновь превышает рождаемость.
По данным Росстата в 2017 году рождаемость в России упала почти на 11%. За тот год в стране родилось около 1,7 миллиона детей, что на 203 тысячи меньше, чем в 2016 году. Единственным регионом страны, где не был зафиксирован спад рождаемости, оказалась Чечня (там он остался на прежнем уровне). Статистика смертности в 2018 году в стране также не улучшилась: число умерших в среднем в 1,2 раза превысило число родившихся, при этом в регионах этот показатель может быть и выше (1,5-2 раза).
Например, смертность в Челябинской области существенно превысила рождаемость — только за три месяца 2018 года органы ЗАГС зарегистрировали девять тысяч 462 факта рождений и 11 тысяч 835 – смертей. Статистика не радует: в условиях олигархичесого режима и путинских обещаний повысить средний возраст жизни до 80 лет, смерть побеждает жизнь.
Сегодня в области сердечно-сосудистые заболевания имеет чуть ли не каждый второй, патологии опорно-двигательного аппарата и диабет «молодеют», а статистика уровня болезней и смертности от рака давно бьёт все возможные рекорды. Мужчин трудоспособного возраста на Южном Урале умирает в четыре раза больше, чем женщин. В 2015 году умерло 9 тысяч 884 мужчины и 2 тысячи 727 женщин, а в 2017 – м – 8162 и 2266. То есть на каждую женскую смерть приходится по четыре мужских.
В ряду причин роста смертности и заболеваемости южноуральцев – безусловно, факторы, связанные с антинародной социально-экономической политикой властей. Эту политику кремлёвских властей в регионе исправно ведут все губернаторы-назначенцы путинского режима с 2010 года (Юревич, Дубровский, и вряд ли, что изменит в этой системе врио губернатора Текслер). Тут и людоедская пенсионная реформа и рост цен на товары и услуги при низкой зарплате и снижении доходов трудящихся. Но приоритет, конечно, — пресловутая оптимизация которая, по сути, превратила здравоохранение в здравозахоронение.
Местные СМИ сообщают о полном провале качества оказания медицинской помощи. В первую очередь, в регионе не хватает специалистов, особенно узкого профиля. Врачей, к которым можно было обратиться за помощью в поликлинику по месту жительства, или нет совсем, или к ним практически невозможно попасть на прием из-за тотальной загруженности их графика. Но это лишь часть беды. Никуда не исчезла (несмотря на бодрые рапорты Минздрава области), а местами даже усугубилась разруха медицинских учреждений, их сокращение, нехватка необходимого оборудования и препаратов. Происходит рост врачебных ошибок…
В области острая нехватка врачей: работает только треть от нужного числа. Наибольшее число жалоб на состояние медицинской помощи поступает из Верхне-Уфалейского, Уйского, Катав-Ивановского районов, Златоуста, Кыштыма, Троицка, Еманжелинска и других муниципальных образований области.
Нехватка медицинских кадров ощущается по всей территории Челябинской области. В государственных и муниципальных медицинских организациях по состоянию на начало 2018 года работали 10 999 врачей и 27 348 медицинских работников со средним медицинским образованием. Наибольший дефицит отмечается в Агаповском, Верхнеуральском, Карталинском, Троицком, Ашинском муниципальных районах, Локомотивном, Карабашском, Южноуральском, Верхнеуральском и Златоустовском городских округах. Расчетный дефицит докторов составляет 4 076 человек, в том числе: в стационарах больниц — 1 362 человека, в амбулаторных условиях — 2 543 человека; также не хватает 171 специалиста скорой медицинской помощи. Фактическая потребность во врачах составляет 1319 человек, при этом 6 887 должностей занято совместителями. Наиболее дефицитные специальности на Южном Урале — педиатрия, терапия, хирургия, оториноларингология, офтальмология, травматология и ортопедия, общая врачебная практика, психиатрия, фтизиатрия.
Провозглашённые программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» не дают ожидаемых результатов, хотя на селе в их рамках молодым докторам выделяют по 500 тысяч подъемных. За время работы этих программ в сельские населенные пункты и рабочие поселки Челябинской области удалось привлечь всего лишь 566 врачей. Однако Минздрав области считает это большим достижением: «эти меры позволили нам добиться положительной динамики» показателя обеспеченности населения на 10 тысяч человек врачами — с 33,1 в 2013 году до 34,3 по итогам 2017 года (рост 3,6%). Имеется тенденция к увеличению численности врачей, работающих в сельской местности (рост на 1,6%). Умереть и не встать – от этаких «достижений»!
Особенно на фоне растущих, как грибы, платных клиник, которые вызывают у многих южноуральцев страх за здоровье и за свои финансы.
Нет ясных сведений о том, насколько эффективно используются на медицинские цели, выделяемые из бюджета деньги. Сообщают, к примеру, что всего в 2018 году из бюджетов региона и РФ на здравоохранение Челябинской области было выделено — 32,9 млрд рублей (31, 3 млрд областной бюджет, остальное — федеральный). Какова отдача от этих немалых средств – большой вопрос. Узнать об этом, кроме самих этих цифр, удаётся. Деньги выделяются, а ситуация ухудшается.
По программе до 2020 года на строительство 100 объектов здравоохранения в Челябинской области из средств областного бюджета предусмотрено выделение 1 млрд 379 млн рублей. Основные ассигнования — 800 млн рублей планируются на 2019 год.
Автор: Н.Т. Шеремет,
руководитель регионального отделения РУСО






