1 июня 2013-го года Челябинский тракторный отмечает свое 80-летие.
Судьба ЧТЗ – одного из крупнейших машиностроительных предприятий России неразрывно связана с историей страны, со сталинской эпохой беспрецедентного индустриального развития.
29 мая 1929 года принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». «За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР!..» — под таким девизом развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение заказов для завода.
Постановление Советского Правительства было выполнено досрочно, в рекордно короткие сроки. В результате Челябинский тракторный, стал символом трудового энтузиазма первых пятилеток. В 30-е годы XX века он не имел аналогов ни в Америке, ни в Европе.
31 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы тысяч собравшихся, первый, собранный на конвейере ЧТЗ трактор С-60 выехал из ворот механосборочного корпуса на заводской двор. На следующий день — 1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск «Челябинского тракторного завода имени Сталина».
Сделанное всего за три года потрясало воображение. Голое поле превратилось в растущий город. Там, где еще недавно была непролазная грязь, стояли огромные цеха, кирпичные дома. В заводском микрорайоне были построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный комбинат.
В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Представленные в советском павильоне тракторы ЧТЗ — С-60 и дизельный С-65 были удостоены «Гран-При» — высшей награды выставки.
30 марта 1940 года — менее чем через семь лет после пуска завода — с конвейера сошел 100-тысячный трактор марки «ЧТЗ».
В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство челябинских танков над боевыми машинами врага, что во многом предопределило исход войны.
В послевоенные годы ЧТЗ по праву оставался флагманом тракторостроения.
В 1984 году был собран миллионный трактор марки «ЧТЗ». Пиком выпуска тракторов стал 1988 год, когда с конвейера предприятия сошли 31 700 машин. В 1990 году бульдозер-рыхлитель Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире.
ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Они переместили около 350 кубических километров грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в три с половиной сантиметра.
За трудовые достижения Челябинский тракторный завод награжден шестью высшими орденами СССР и России. Среди них три ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, Кутузова 1-й степени, Красной Звезды, а также орден Дружбы государства Вьетнам.
После разрушения СССР, в 1992 году, государственное предприятие производственное объединение «ЧТЗ им. В.И. Ленина» было преобразовано в акционерное общество. Но надежды тракторостроителей на скорое процветание не сбылись. Резкое снижение объемов производства у традиционных потребителей челябинской техники — строителей, мелиораторов, в добывающих и других отраслях бывшего Союза вызвало обвальное падение выпуска тракторов. Кризис середины 90-х для тракторного гиганта обернулся банкротством, под вопросом оказалось само существование ЧТЗ. Не удалось обеспечить стабильности и роста производства и в последующие годы. Но Челябинский тракторный завод, все-таки, выстоял. Однако достичь советского уровня производства коллективу тракторостроителей так и не удалось. Объем выпускаемых тракторов в последние годы (около 3 тысяч в год) является в 10 раз меньшим, чем в советское время.
Резко сократилось и количество работающих на предприятии: с 60 тысяч человек до 13 тысяч.
Юбилейный год коллектив предприятия встречает в непростых условиях рынка и последствий мирового финансово-экономического кризиса. Однако хочется верить и надеяться, что коллективу челябинских тракторостроителей удастся выдержать эти нелегкие времена, и быть достойными славного имени ЧТЗ.
Челябинский областной комитет КПРФ сердечно поздравляет коллектив легендарного предприятия с 80-летним юбилеем!






