Волчьи законы в храме искусства. Челябинский театр оперы и балета лихорадит

Сложившаяся здесь в последние годы нездоровая обстановка в отношениях между руководством театра и значительной частью коллектива давно известна общественности.

Известна она, разумеется, и тем, кто по должности обязан вмешаться и исправить ситуацию. Прежде всего, Министру культуры Челябинской области Бетехтину А.В., и заместителю Губернатора  области по вопросам социальной политике Евдокимову В.М. . Однако вмешиваться и исправлять ситуацию они почему-то не спешат.

В такой обстановке члены профкома театра сами повели борьбу за права  работников театра:  написали в Генеральную прокуратуру УрФО Золотову Ю.М. о нарушении трудовых прав работников.

Оттуда пришел ответ: «Дело отправлено на рассмотрение в областную прокуратуру Челябинской области». Но именно туда профком уже обращался ранее – и безрезультатно. И на этот раз с ее стороны никаких мер принято не было.

Однако накаленность в отношениях членов коллектива и администрации театра, их взаимная неприязнь все более усиливались.  Того и гляди, вспыхнет «пожар», который, как известно, легче предупредить, чем тушить.



«Для  предотвращения «пожароопасной обстановки» профсоюзный комитет обратился за помощью к депутату Государственной Думы от фракции КПРФ Никитчуку И.И.

Профком прислал свою редакцию: «Для  предотвращения «пожароопасной обстановки»   депутат Государственной Думы от фракции КПРФ  Никитчук И.И.  обратился в профсоюзный комитет театра с предложением  своей помощи в разрешении этого конфликта.

24 марта Иван Игнатьевич встретился с профсоюзным  активом  театра. Разговор шел откровенный и искренний, члены профкома, порой не сдерживали эмоций. Чувствовалось  — наболело.

Первой и, пожалуй, главной претензией профкома к администрации была и остается зарплата артистам и сотрудникам театра. У подавляющего большинства членов коллектива ее уровень в течение последних двух лет не только не повышается (хотя инфляция растет), а у многих даже  снижается. Людям не на что жить, некоторые уходят из театра, другие думают уходить. При этом точно известно, что деньги есть. Их немалые суммы, кроме бюджетных средств, поступают в театр с 2007 года в качестве грантов Губернатора.

Например, в 2012 году театр получил финансовую поддержку в виде гранта на сумму 49 млн.788 тысяч 20 рублей.  Зарабатывает и сам театр от продажи билетов, сдачу в аренду зрительного зала и т.д. «Работники основных специальностей театра от заработанных внебюджетных средств, практически ничего не получают. Непонятно, куда они уходят?» — возмущаются члены профкома.

Остается только догадываться. Пытались спрашивать, а в ответ: «Отношения, предусмотренные между работодателем и работниками, регулируются на основании Положения об оплате труда и стимулировании труда работников от 21.03.2011 года» — что на самом деле является отговоркой, поскольку в это Положение конкретно никак не регулирует распределение внебюджетных средств. Проще говоря, нам сказали  – «не ваше дело».

Из официального ответа министра культуры Челябинской области  Бетехтина А.В. от 26.12.2012 года видно, что выделение денежных средств на финансирование театра с 2009 года с каждым годом увеличивается. Почему же тогда реальная зарплата уже два года остается на одном и том же уровне? Почему нет ясности в распределении фонда заработной платы?» Но на эти вопросы руководство не отвечает, а те, кто его задают, автоматически превращаются в его врагов.

В Коллективном договоре между работодателем и работниками должны быть в качестве обязательных пункты о заработной плате и условиях труда. Должны быть, но их там нет.  Администрация не собирается улучшать оплату и условия труда работников театра, они даже не хотят вести переговоры с представителями работников и обсуждать  эти темы.  Произвол, причем явный и демонстративный.

Отсутствие Коллективного договора дает администрации простор для злоупотреблений и самоуправства: работникам всё чаще предлагают заключать гражданско-правовые договоры вместо бессрочных или срочных договоров. С помощью составленных графиков работы сознательно занижается отработанное рабочее время: вместо 8-9 часов ставят 6-7 часов. В 2012 году статья «переработка» практически вообще не оплачивалась. «Работа в выходной или не рабочий праздничный день, — говорит председатель профкома Владимир Колесов, — оплачивается в два раза меньше, чем за работу в будний день, т.к. рассчитывается от оклада работника».

Депутат  Государственной  Думы  И.И. Никитчук задает вопрос: «Проводились ли в последние годы по вашим письмам и обращениям какие-либо проверки финансового состояния театра и правильности расходования денежных средств из бюджета и получаемых грантов»?

— Один раз проверка была, около месяца назад, работала комиссия  из Счетной палаты области, но чудесным образом нарушений найдено не было. Комиссия пришла и ушла, но вопросы остались.

По данным работников театра в последние годы, уже при новой администрации, театру выделялись колоссальные суммы на проведение ремонта здания. На реставрацию 37 дверей здания потрачено 11 млн. 867 тысяч 632 рубля 51 копейка. Каков размах! На замену одной дубовой двери и блока израсходовано 317 тысяч рублей. Её, что из золота делали? Если это реставрация дверей, то почему так дорого? Если это замена дверей, то где старые, вечные дубовые двери, представляющие архитектурную ценность и охраняемые государством?

Люди об этом знают, но спросить администрацию боятся. Многие могли бы спросить, высказать свое мнение, но молчат, чтобы не потерять работу. (В Челябинске артистам больше работать негде). Скажешь, что-то против, завтра уволят. За что — всегда найдут. Не выдержал такой обстановки и уволился талантливый главный дирижер и художественный руководитель театра А.Е. Гришанин. Причина его ухода — постоянное вмешательство в творческий процесс со стороны директора театра Досаева В.А. и руководителя оперной труппы Заварзиной Н. А.

Дирижера с огромным потенциалом и перспективами просто вынудили  уехать. Его уход уже начал отрицательно сказываться на творческом уровне постановок (правда, пока это видят только профессионалы).

Нет замены другому одаренному профессионалу Сергееву А.В., его так же вынудили уйти.  Наталья Воронкина — талантливая солистка, вокалистка,  на спектакли которой приходило множество зрителей, также уволилась «по собственному желанию». Солистку Пахомову Л.В. уже год не выпускали и не выпускают на сцену из-за активной гражданской позиции и личной неприязни к ней Заварзиной Н.А.

Заварзина Н.А., позволяет себе грубо разговаривать с работниками. Выходит на сцену, не зная слов, поет не то, что необходимо по тексту, почивает на прошлых заслугах, и ей все сходит с рук, «как с гуся вода». Заведуя оперной труппой, она претендует на должность художественного руководителя театра. И профком и специалисты отмечают, что оснований для таких карьерных притязаний у нее нет: отсутствует дирижерское и режиссерское образование, нет обязательного 5-летнего стажа  на должности художественного руководителя театра.

Основные принцип руководящего стиля администрации театра —  «что хочу то и ворочу». Например, у беременной артистки балета сняли без всяких на то оснований компенсацию за снимаемое ею жилье. Владимира Колесова, председателя профкома пытаются уволить  по смехотворному, выдуманному директором театра, прогулу и за то, что, — он, якобы, разговаривал в оркестровой яме во время спектакля, чем привлекал внимание зрителей и мешал проведению спектакля. Клеветой на председателя профкома возмущены все артисты оркестра исполняющие этот спектакль.  В театре преследуют и  других членов профсоюза, высказывающих свое мнение руководству театра.

Без оснований и объяснений артистов театра лишают грантов. Между тем, за «творческие достижения»  получают гранты главный  бухгалтер, начальник отдела кадров, начальник гаража, начальник хозяйственного отдела, начальник отдела  развития, начальник отдела рекламы и. т. д.

Пока еще в театре сохраняется костяк талантливых артистов, и творческих наработок, оставленных предыдущим составом руководства. Именно эти обстоятельства позволяют театру сегодня сохранять высокий художественный уровень своих постановок,  добиваться успехов и признания зрителей. Пример тому —  недавно прошедшая опера  «Жизнь за царя»,  принятая на «ура» челябинскими зрителями (зал аплодировал стоя) и высоко оцененная критикой. Это сегодня, а завтра?

Уже в ближайшей перспективе такие взлеты, — по мнению профкома, — не возможны. По словам члена профкома  Виктории Карабасовой, «весьма сомнительно, что на смену ушедшим талантливым профессиональным руководителям, придут специалисты такого же уровня, которые смогут продолжить творческие планы театра  и не снизить качество выпускаемых спектаклей».

Может быть, о волчьих законах в храме искусства сильно сказано? Однако это очень близко к истине. Такой вывод подтверждают все новые и новые факты, приводимые на встрече. О зарплате рядовых сотрудников и артистов театра мы уже сказали:  она более двух лет на одном уровне, не растет. А вот другой уровень зарплат, для лиц,  приближенных к руководству: гонорар главного балетмейстера за еще (на тот момент), не выпущенный спектакль «Щелкунчик» — 517 тысяч  500 рублей (!), его помощницы — 181 тысяча рублей.

При этом некоторые  расходы, которые обязана нести администрация, перекладывается на артистов. Например, за свой счет они покупают предметы продуктового реквизита на спектакль, покупают  гримировальные принадлежности, невидимки, шпильки и прочее. В то же время руководство почему-то не скупится и заказывает пошив костюмов для артистов по явно завышенным ценам, например, костюм  для артиста, исполняющего роль Ромео, за 40 тысяч рублей. Откуда такие заоблачные суммы?

«Похоже, у вас театр фокусов, а не театр оперы и балета, —  со свойственным ему юмором, заметил И.И. Никитчук. И затем уже вполне серьезно добавил: «Все, что мы слышим и видим  это результат контрреволюционного переворота конца 80-х начала 90-х годов, когда многие поверили в предательскую «перестройку», поверили разрушителям СССР, когда  творческие люди жгли партийные билеты, ждали манны небесной от рынка. Прошло более 20 лет, ситуация только ухудшается. Безнаказанность, воровство, коррупция сегодня не только на трубе, но и всюду.  Чудовищные перекосы и «достижения» российского капитализма достали и вас. Но сложившуюся в вашем театре ситуацию надо исправлять. Подумаем, определимся, как действовать. Возникшая здесь проблема будет предметом моих запросов в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет и в Министерство культуры РФ.

 

Николай Шеремет,

помощник депутата ГД ФС РФ И.И. Никитчука

Поделиться:
Наши страницы в соцсетях

    Ваше имя (обязательно)

    Ваша электронная почта (обязательно)

    Ваш телефон

    Желаете ли Вы вступить в КПРФ?

    CAPTCHA ImageСменить картинку

    Поделиться: