Промышленность из советского прошлого. А где новое?

Основные отрасли промышленности России в результате либеральных, так называемых «рыночных» реформ деградировали. Сегодня для страны характерны: слабость промышленности, сильная зависимость от импорта, утрата хозяйственных связей с СНГ и многими странами мира, ослабленная инфраструктура. Это привело к отставанию от развитых государств по всей основной номенклатуре промышленности как минимум в 5 раз.

20 потерянных лет после распада СССР не прошли безнаказанно. Системный развал единого народнохозяйственного комплекса привел к разрыву хозяйственных связей, остановке тысяч предприятий. Нас вытеснили с имеющихся мировых рынков. Не обошла эта беда и Челябинскую область.

Ведущим в экономике области является металлургический комплекс, в котором выпускается более 60% объема промышленной продукции. Комбинат «Магнезит», ММК, ЧМК, ЧТПЗ, ЧТЗ и УралАЗ – это основная часть промышленных предприятий, которые значатся в списке «брендов» региона.

Однако нынешние власти редко говорят, что все эти бренды – из советской эпохи. За 30 лет режим ельциных-чубайсов-путиных своего чего-либо подобного, масштабного не создал. Да и многие из тех флагманов отечественного производства, что остались, значительно уменьшили свой потенциал и роль.

Например, на ЧТЗ из 60 тысяч работников осталось менее 7 тысяч человек, и по сути это бывший советский гигант дышит на ладан. Не лучше ситуация на УралАЗе и на других бывших советских флагманах промышленности. А некоторые вообще уничтожаются при рыночной системе управления.

Среди таких предприятий знаменитое некогда градообразующее предприятие Верхнего Уфалея «Уфалейникель»,  которое работало 80 лет и являлось вторым по объему производства никеля в стране. Его доля на внутреннем рынке соответствовала 15%, на мировом – 1%. С 2014 года на «Уфалейникеле» начались проблемы, связанные со снижением цен на выпускаемую продукцию, истощением ресурсной базы и удорожанием кокса, который на 40% определяет себестоимость изделий. После этого от поставщиков посыпались требования оплатить счета и взыскать долги за оказанные услуги. У предприятия не хватало ресурсов. Чтобы расплатиться по счетам, «Уфалейникель» даже продавал неликвидное имущество.

В апреле 2017 года завод прекратил работу, было сокращено более 2 тысяч сотрудников. В августе на собрании акционеры проголосовали за ликвидацию юрлица. В городе в 2,5 раза вырос уровень безработицы, население устремилось в более благополучные территории, жильё упало в цене из-за отсутствия спроса. Правительством региона весь год лоббировался на федеральном уровне вопрос присвоения Верхнему Уфалею статуса территории опережающего социально-экономического развития, позволяющего установить налоговые льготы для инвесторов.

В ноябре город получил вожделенное звание ТОСЭР. Было объявлено, что на базе бывшего завода будет создан промышленный парк. Сейчас подписаны рамочные соглашения о реализации 14 инвестпроектов, инвесторам обещаны долгосрочные льготы по социальным выплатам, налогам на имущество, землю и прибыль. Все преференции в полном объеме будут получать только те резиденты ТОСЭР, которые зарегистрируются на территории ТОСЭР в первые три года. Прошло более двух лет. Увы, из обещанного мало, что сделано. Практически – ничего!

В Красноармейском районе области в марте  2014 года было создано ООО «Утиные фермы»  по производству мяса птицы. Проект реализовывали на заёмные средства АО «Российский сельскохозяйственный банк».  За 7,5 лет собственники планировали построить крупный утиный агрокомплекс. Уже в 2015-м птицеводы столкнулись с финансовыми проблемами. Выручка компании тогда составила 26 млн рублей, убыток — 35 млн рублей. Сумма займов и долгосрочных кредитов по состоянию на конец 2015 года составляла 622 млн рублей. Далее ситуация стала ещё хуже. По словам собственника, у компании не хватало средств для расчётов по долгам из-за обслуживания кредита по высокой ставке. Когда Центробанк снизил ключевую ставку, птицеводы обратились в банк с просьбой снизить ставку по ранее выданному кредиту и добавить финансирования на завершение строительства. Банк не стал пересматривать условия.

В марте 2017 года строительная компания из Магнитогорска – ООО «Амоэнерго» потребовало признать ООО «Утиные фермы» банкротом из-за неоплаченного долга по выполненному подряду в 28 млн рублей. К иску о банкротстве подключились другие компании, в том числе главный кредитор – «Россельхозбанк». Общая сумма долга «Утиных фирм» составила 1,5 млрд рублей. Сейчас деятельность предприятия находится в стадии банкротства.

Система банкротств предприятий стала неотъемлемым спутником капиталистической экономики.

В 2016 году Арбитражный суд Челябинской области признал банкротом агентство недвижимости «Ключевые люди», которое ранее занималось продажами квартир в ЖК «Академ Riverside». Агентство входило в список дочерних фирм компании «Гринфлайт», чьи счета были временно арестованы в рамках расследования уголовного дела о хищении средств дольщиков микрорайона. Когда по решению властей в «Гринфлайт» пришёл новый директор Олег Лакницкий (владелец ООО «Трест Магнитострой») и продолжил строительство многоэтажек за счёт денег «Магнитостроя», дочерние компании «Гринфлайта» он решил не развивать. От имени «Магнитостроя» был подан иск к АН «Ключевые люди». Суд включил иск на 360 млн рублей в третью очередь требований, ввёл процедуру арбитражного наблюдения.

Банкротами в 2015-2017 гг. оказались и несколько МУПов Челябинска – муниципальных унитарных предприятий, которые обеспечивали работу общественного пассажирского транспорта. Среди них: МУП «Челябинский городской электрический транспорт» (МУП «ЧелябГЭТ») и МУП «Челябинский автобусный транспорт» (МУП «ЧАТ»). Корни проблем этих предприятий уходят во времена работы прежнего главы Челябинска – Сергея Давыдова, ныне обвиняемого в финансовых махинациях.

— Из-за недофинансирования у предприятий много лет копились долги, в том числе – по зарплате сотрудников, налогам, отчислениям в пенсионный фонд, электроэнергии и топливу, — рассказывает депутат-коммунист Челябинской Городской Думы Константин Нациевский —  В октябре 2017 года областной арбитраж признал МУП «ЧелябГЭТ» банкротом. В отношении должника было  введено  конкурсное производство. Общая сумма исковых требований составила 559,4 млн рублей. По сообщению городских властей, сотрудников «ЧелябГЭТ» перевели в созданное в декабре 2016 г. ООО «Челябинский электротранспорт» («ЧЭТ»). Аналогичное ООО – «Общественный городской транспорт» было создано городской администрацией и на смену банкротящемуся МУП «ЧАТ». Новое юрлицо было вынуждено арендовать у своего предшественника 120 автобусов и ремонтно-восстановительную базу на ул. Молодогвардейцев. В начале декабря имущество МУП «Челябавтотранс» было выкуплено городскими властями за 350 млн рублей и перешло в собственность ООО «Общественный городской транспорт».

В период правления Дубровского были признаны банкротами ООО «Аптека «Классика» ЧЛ» и ООО «Аптека «Классика» ЕК» — операционные компании аптечной сети «Классика» в Челябинской и Свердловской областях. Общая сумма требований кредиторов, не оспариваемых должником, составила при этом 1 млрд 7 млн 411 тысяч рублей. Долги «Классики» выкупало ООО «Фармперспектива», являющее одним из юридических лиц аптечной сети «Имплозия» из Самары. Таким образом, некогда флагман фармацевтического рынка Челябинска перешел под управление новым владельцем. Однако сами аптеки продолжили работу под прежним брендом

В 2017 году было признано банкротом ЗАО «ЧР-Менеджер», являющееся издателем старейшей южноуральской газеты «Челябинский рабочий» (выходила 108 лет), Имущество было выставлено на торги. На самом деле, издание было убыточным давно, крупные долги здесь числились с 2010 года. Газета перестала выходить в 2016 году. К осени 2017 года задолженность перед кредиторами составила 27 млн руб. и предприятие было ликвидировано.

Одновременно с банкротством юридических лиц (предприятий) не прекращается и банкротство физических лиц. Их количество за 2018 год увеличилось на 53% и по сравнению с 2017 годом выросло в 1,5 раза. Их число составляет 207 южноуральцев.  На 100 тыс. населения области приходится 42 банкрота.

Выход из сложившейся ситуации может быть только один – национализация природных богатств России и стратегических отраслей экономики, переход на плановую экономику. Только государственное управление может спасти крупные предприятия от капиталистического банкротства, возродить кризисные отрасли промышленности, построить новые флагманы экономического развития.

 

Автор:  Н.Т. Шеремет,

руководитель регионального отделения РУСО

Поделиться:
Наши страницы в соцсетях

    Ваше имя (обязательно)

    Ваша электронная почта (обязательно)

    Ваш телефон

    Желаете ли Вы вступить в КПРФ?

    CAPTCHA ImageСменить картинку

    Поделиться: