Лекция 3 (30 июня 2013 г.) Тема: «Происхождение, сущность, структура марксизма-ленинизма»

План лекции

1. Мировоззрение, идеология коммунистов

2. Исторические условия возникновения марксизма

3.Общие духовные предпосылки и непосредственные теоретические источники марксизма

Литературные источники:

  1. Учебное пособие профессора А.П. Боровикова «Начала марксизма-ленинизма (2011 год)
  2. Материалы текущей политической жизни в мире и в РФ (Интернет, СМИ и пр.)

1. Мировоззрение, идеология коммунистов

 

Мировоззрение, идеология – явления в известном смысле тождественные. Под ними понимаются обобщенные представления людей об окружающей их действительности и своем месте в ней, а также обусловленные данными представлениями ценностные ориентации, устремления, принципы познания и практические действия. Следовательно, можно сказать: каково мировоззрение, какова идеология, таковы и сами люди, таковы их мысли, чувства, поступки. Этим определяется огромное значение указанных явлений для жизни общества, деятельности классов, слоев, их партий, организаций, движений.

Мировоззрение, идеологию коммунистов составляет марксизм-ленинизм – теория, созданная К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), а в дальнейшем развитая В.И. Лениным (1870-1924).

Марксизм-ленинизм есть система знаний о законах развития мира и его революционном преобразовании в интересах рабочего класса, трудящихся. Предназначение марксистско-ленинской теории заключается в выяснении условий и указании путей освобождения народных масс от любых видов эксплуатации, угнетения, социального неравенства и утверждения наиболее целесообразной, подлинно гуманной организации человечества – коммунистической общественно-экономической формации.

Оценивая роль и значение идеологии, научно-теоретического обоснования революционных идей, В.И. Ленин особо подчеркнул, что без революционной теории не может быть и революционного движения и что «…роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией».

 

  1. 2. Исторические условия возникновения марксизма

Как и любое общественное учение, марксизм представляет собой отражение реальных жизненных процессов, социальной действительности и появился не потому только, что так субъективно захотелось его создателям, а в силу объективных исторических условий и объективной исторической необходимости.

Конкретно речь идет о следующее. Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ в. Это было время, когда в западном мире на смену феодализму полным ходом шел капитализм. Он совершил промышленный переворот, дал гигантский толчок техническому прогрессу и привел к невиданному росту производительных сил. Но, подобно феодализму, капитализм оставался антагонистическим строем, базировался на эксплуатации и угнетении. Сменившая дворян буржуазия эксплуатировала и угнетала порожденных ею новых трудящихся – рабочий класс, пролетариат. Реакцией на такие отношения стала борьба рабочего класса, пролетариата против буржуазии.

В арсенал борьбы прочно входили забастовки, демонстрации, митинги, нередкими становились и вооруженные выступления. Так, в 1831 и 1834 гг. произошли восстания лионских ткачей во Франции, в 1844 г. – силезских ткачей в Германии. По мере возмужания рабочего класса делалась все более ощутимой потребность в его не только организационном, но и идейном оснащении. То есть потребность в такой общественной теории, которая бы смогла научно отразить капиталистическую действительность и помочь рабочему классу осознать в ней свое место, свои интересы, понять, к чему он должен стремиться, верно определять свои действия на различных этапах борьбы. Такой теорией и стал марксизм. Следовательно, возникновение марксизма – отнюдь не случайность, а глубокая историческая закономерность.

  1. 3. Общие духовные предпосылки и непосредственные

теоретические источники марксизма

Как новая теория, он в первую очередь должен был исходить из накопленного до него идейного, мыслительного арсенала. На абсолютно пустом месте, без использования имевшихся ранее знаний никакая новая теория появиться не может.

Ленин: «…в марксизме нет ничего похожего на “сектантство“ в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации». Марксизм не отбросил, а «усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры».

«…Вся гениальность Маркса,– указывает Ленин, – состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила». Формируясь, марксизм изучил, обобщил, критически переработал главнейшие приобретения культуры и сделал выводы, оказавшиеся предшествовавшим ему учениям не по плечу. Он, таким образом, является законным преемником всего лучшего, что добыло человечество в ходе многотысячелетнего интеллектуального развития.

Ею были три главных течения в обществознании ХIХ в., составившие три непосредственных теоретических источника марксизма, – классическая немецкая философия; классическая английская политическая экономия; французский и английский социализм.

а. Классическая немецкая философия

К ее наиболее выдающимся представителям относятся Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

Великое значение гегелевской философии заключается в том, что главное в ней, рациональное ее зерно составляют диалектика и вытекающий из нее диалектический метод мышления. Господствовавшие до них метафизика и метафизический метод мышления, хотя и имели для своего времени известную ценность, впоследствии стали препятствием в науке и практике. Ибо фактически они рассматривают явления природы, общества как изначально неизменные, в состоянии неподвижности и отрыве друг от друга. Это неизбежно ведет к догматизации познания и поведения.

Диалектика, пишет Энгельс, берет вещи и мысленные отражения вещей в их движении, возникновении, исчезновении и взаимной связи. Истина заключается в самом процессе познания, поднимающемся с низших ступеней на более высокие, но никогда не достигающем такой точки, где можно было бы обрести так называемую абсолютную истину и созерцать ее сложа руки. Для диалектики нет ничего раз навсегда установленного, безусловного. И ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

Однако гегелевская философия страдала существенным недостатком: Гегель был идеалист. Для него первичным в природе и обществе являлись невещественные, нематериальные начала – дух, сознание, мышление, идеи. А все вещественное и материальное составляло производное от них, являлось вторичным. Отсюда, по Гегелю, диалектика представляет собой не действительное развитие природы и общества, а отражение развития некоего Мирового духа, некоей Абсолютной идеи.

Формой выражения Мирового духа, Абсолютной идеи выступают порождаемые человеческим сознанием, мышлением понятия. То есть все было с ног поставлено на голову, и реальная картина совершенно извращалась. Гегель, открыв диалектический метод, одновременно и мистифицировал его. Требовалось мистификацию устранить.

Это произошло на базе философии Фейербаха. В отличие от Гегеля, он был материалист. Для него исходным, первичным в природе и обществе являлось вещественное начало – материя. А все невещественное (дух, сознание, мышление, идеи) являлось производным от нее, вторичным. Значит, не сознание и мышление определяют собою бытие, а бытие определяет собою сознание и мышление, служит источником возникновения различных идей. Но и фейербаховская философия тоже страдала существенным недостатком: ей не хватало диалектики. Критикуя идеалистическую диалектику с материалистических позиций, Фейербах не сумел по достоинству оценить огромную важность диалектического метода. Поэтому фейербаховской философии сильно присуща метафизичность, неумение прилагать диалектику к теории отражения и процессу познания..

Изучив Гегеля и Фейербаха, Маркс и Энгельс преодолели их недостатки. Они соединили диалектику первого и материализм второго. Это позволило (вместо того чтобы в действительных вещах видеть отражение человеческих понятий) увидеть в человеческих понятиях отражение действительных вещей.

Соединив диалектику и материализм, Маркс и Энгельс создали совершенно новую, ранее в целостном виде не существовавшую систему взглядов – диалектический материализм. Распространив его с изучения явлений природы на изучение явлений общественной жизни, человеческой истории, они создали другую аналогичную систему взглядов – исторический материализм. Диалектический и исторический материализм образуют философское учение марксизма как его первую составную часть.

б. Классическая английская политическая экономия

Классическая английская политическая экономия и дала необходимый исходный материал для экономических взглядов марксизма. К ее наиболее выдающимся представителям относятся Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823).

Классическая английская политэкономия возникла и сложилась, когда буржуазия была восходящим классом, играла прогрессивную роль в борьбе против феодализма. Огромная заслуга классической политической экономии, писал Маркс, выразилась в том, что она, в пределах своего буржуазного кругозора, смогла проникнуть сквозь внешнюю видимость капиталистических производственных отношений и вскрыть их сущность, проявить свойственные им внутренние связи и взаимозависимости.

Она обосновала необходимые для утверждения капиталистической экономики меры – свободу конкуренции, ограничение вмешательства государства в хозяйственные дела, отмену привилегий крупных земельных собственников, устранение многочисленных цеховых регламентаций. Она во главу угла поставила именно сферу производства. И тем самым положила начало изучению трудовой теории стоимости, видя в ней исходный пункт анализа экономики капитализма.

Но с достаточной ясностью классическая политическая экономия природу и законы капитализма не выразила. Это, отметил Маркс, она и не могла сделать, находясь в пределах своего буржуазного кругозора и не сбросив своей буржуазной кожи.

Дальнейшее научное развитие экономической теории стало возможно только вне рамок буржуазного кругозора, т.е. на пролетарской, социалистической, коммунистической основе. Это и сделали Маркс с Энгельсом, использовав, переработав все ценное из добытого классической буржуазной политической экономией.

в. Французский и английский социализм

Идея социализма (коммунизма) корнями своими уходит в глубокую древность. Она явилась реакцией трудящихся на эксплуатацию, угнетение, утвердившиеся в обществе с возникновением частной собственности и антагонистических классов. Сами же понятия «социализм» и «коммунизм» образовались в конце ХVIII в. в Западной Европе в связи с событиями Великой Французской буржуазной революции. Они происходят от латинских слов: первое от слова «социалис» – общественный, второе от слова «коммунис» – общий. Ими стали обозначать справедливый строй, противопоставлявшийся капитализму. Строй, основанный не на частной, а на общественной собственности на средства производства; вследствие этого в нем должны существовать не индивидуалистические, а коллективистские отношения; должны быть ликвидированы эксплуатация, угнетение, неравенство и созданы условия для достойной жизни всех людей.

Своей высшей ступени утопический социализм (коммунизм) достиг в первой половине XIX века. Данный период характеризовался тем, что капитализм в результате буржуазных революций окончательно порвал путы феодализма, перейдя от мануфактурной стадии к машинному производству. Наиболее выдающимися здесь мыслителями являются: французы Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858). Они дали беспощадную, разностороннюю критику буржуазного общества, вскрыли его язвы и пороки, вследствие чего их учения получили название критически-утопического социализма. Они указали на преходящий характер капитализма, выдвинули положение о том, что на смену ему неизбежно должен прийти другой, справедливый строй («золотой век», утверждалось ими, лежит не позади, а впереди человечества), обозначили в виде догадок ряд его черт. Это и сделало критически-утопический социализм еще одним непосредственным теоретическим источником марксизма. Утопический социализм, заметил Маркс, носил в себе научные воззрения о социализме в зародыше.

Незрелому состоянию общественных отношений неизбежно соответствовали незрелые теории. Для избавления представлений о новом обществе от исторической ограниченности утопических систем надлежало взгляды о социализме поставить на реальную почву, превратить из утопии в науку. То есть требовалось разработать научную теорию возникновения, становления и развития альтернативного капитализму строя.

 

 

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое мировоззрение, идеология?
  2. Что является мировоззрением, идеологией коммунистов? Какое учение?
  3. Как оценивал В.И. Ленин роль научной теории?
  4. Каковы исторические условия возникновения марксизма?
  5. Каковы общие духовные предпосылки и непосредственные

теоретические источники марксизма? Как В.И. Ленин оценивал гениальность К. Маркса?

  1. Назовите представителей классической немецкой философии и значение их учений.
  2. Когда возникла и сложилась классическая английская политэкономия, кто ее представитель и  в чем заключалась их заслуга?
  3. Каковы исторические корни идей социализма и коммунизма, когда эти идеи возникли? Что означают понятия «социализм», «коммунизм»? Почему до середины XIX века социализм назывался утопическим? Кто его выдающиеся представители и в чем их заслуга?

 

 

 

 

Шеремет Н.Т., руководитель ОПШ, к.п.н.

Челябинск. 30 июня 2013 г.

Поделиться:
Наши страницы в соцсетях

    Ваше имя (обязательно)

    Ваша электронная почта (обязательно)

    Ваш телефон

    Желаете ли Вы вступить в КПРФ?

    CAPTCHA ImageСменить картинку

    Поделиться: