План лекции
1. Мировоззрение, идеология коммунистов
2. Исторические условия возникновения марксизма
3.Общие духовные предпосылки и непосредственные теоретические источники марксизма
Литературные источники:
- Учебное пособие профессора А.П. Боровикова «Начала марксизма-ленинизма (2011 год)
- Материалы текущей политической жизни в мире и в РФ (Интернет, СМИ и пр.)
1. Мировоззрение, идеология коммунистов
Мировоззрение, идеология – явления в известном смысле тождественные. Под ними понимаются обобщенные представления людей об окружающей их действительности и своем месте в ней, а также обусловленные данными представлениями ценностные ориентации, устремления, принципы познания и практические действия. Следовательно, можно сказать: каково мировоззрение, какова идеология, таковы и сами люди, таковы их мысли, чувства, поступки. Этим определяется огромное значение указанных явлений для жизни общества, деятельности классов, слоев, их партий, организаций, движений.
Мировоззрение, идеологию коммунистов составляет марксизм-ленинизм – теория, созданная К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), а в дальнейшем развитая В.И. Лениным (1870-1924).
Марксизм-ленинизм есть система знаний о законах развития мира и его революционном преобразовании в интересах рабочего класса, трудящихся. Предназначение марксистско-ленинской теории заключается в выяснении условий и указании путей освобождения народных масс от любых видов эксплуатации, угнетения, социального неравенства и утверждения наиболее целесообразной, подлинно гуманной организации человечества – коммунистической общественно-экономической формации.
Оценивая роль и значение идеологии, научно-теоретического обоснования революционных идей, В.И. Ленин особо подчеркнул, что без революционной теории не может быть и революционного движения и что «…роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией».
- 2. Исторические условия возникновения марксизма
Как и любое общественное учение, марксизм представляет собой отражение реальных жизненных процессов, социальной действительности и появился не потому только, что так субъективно захотелось его создателям, а в силу объективных исторических условий и объективной исторической необходимости.
Конкретно речь идет о следующее. Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ в. Это было время, когда в западном мире на смену феодализму полным ходом шел капитализм. Он совершил промышленный переворот, дал гигантский толчок техническому прогрессу и привел к невиданному росту производительных сил. Но, подобно феодализму, капитализм оставался антагонистическим строем, базировался на эксплуатации и угнетении. Сменившая дворян буржуазия эксплуатировала и угнетала порожденных ею новых трудящихся – рабочий класс, пролетариат. Реакцией на такие отношения стала борьба рабочего класса, пролетариата против буржуазии.
В арсенал борьбы прочно входили забастовки, демонстрации, митинги, нередкими становились и вооруженные выступления. Так, в 1831 и 1834 гг. произошли восстания лионских ткачей во Франции, в 1844 г. – силезских ткачей в Германии. По мере возмужания рабочего класса делалась все более ощутимой потребность в его не только организационном, но и идейном оснащении. То есть потребность в такой общественной теории, которая бы смогла научно отразить капиталистическую действительность и помочь рабочему классу осознать в ней свое место, свои интересы, понять, к чему он должен стремиться, верно определять свои действия на различных этапах борьбы. Такой теорией и стал марксизм. Следовательно, возникновение марксизма – отнюдь не случайность, а глубокая историческая закономерность.
- 3. Общие духовные предпосылки и непосредственные
теоретические источники марксизма
Как новая теория, он в первую очередь должен был исходить из накопленного до него идейного, мыслительного арсенала. На абсолютно пустом месте, без использования имевшихся ранее знаний никакая новая теория появиться не может.
Ленин: «…в марксизме нет ничего похожего на “сектантство“ в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации». Марксизм не отбросил, а «усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры».
«…Вся гениальность Маркса,– указывает Ленин, – состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила». Формируясь, марксизм изучил, обобщил, критически переработал главнейшие приобретения культуры и сделал выводы, оказавшиеся предшествовавшим ему учениям не по плечу. Он, таким образом, является законным преемником всего лучшего, что добыло человечество в ходе многотысячелетнего интеллектуального развития.
Ею были три главных течения в обществознании ХIХ в., составившие три непосредственных теоретических источника марксизма, – классическая немецкая философия; классическая английская политическая экономия; французский и английский социализм.
а. Классическая немецкая философия
К ее наиболее выдающимся представителям относятся Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).
Великое значение гегелевской философии заключается в том, что главное в ней, рациональное ее зерно составляют диалектика и вытекающий из нее диалектический метод мышления. Господствовавшие до них метафизика и метафизический метод мышления, хотя и имели для своего времени известную ценность, впоследствии стали препятствием в науке и практике. Ибо фактически они рассматривают явления природы, общества как изначально неизменные, в состоянии неподвижности и отрыве друг от друга. Это неизбежно ведет к догматизации познания и поведения.
Диалектика, пишет Энгельс, берет вещи и мысленные отражения вещей в их движении, возникновении, исчезновении и взаимной связи. Истина заключается в самом процессе познания, поднимающемся с низших ступеней на более высокие, но никогда не достигающем такой точки, где можно было бы обрести так называемую абсолютную истину и созерцать ее сложа руки. Для диалектики нет ничего раз навсегда установленного, безусловного. И ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.
Однако гегелевская философия страдала существенным недостатком: Гегель был идеалист. Для него первичным в природе и обществе являлись невещественные, нематериальные начала – дух, сознание, мышление, идеи. А все вещественное и материальное составляло производное от них, являлось вторичным. Отсюда, по Гегелю, диалектика представляет собой не действительное развитие природы и общества, а отражение развития некоего Мирового духа, некоей Абсолютной идеи.
Формой выражения Мирового духа, Абсолютной идеи выступают порождаемые человеческим сознанием, мышлением понятия. То есть все было с ног поставлено на голову, и реальная картина совершенно извращалась. Гегель, открыв диалектический метод, одновременно и мистифицировал его. Требовалось мистификацию устранить.
Это произошло на базе философии Фейербаха. В отличие от Гегеля, он был материалист. Для него исходным, первичным в природе и обществе являлось вещественное начало – материя. А все невещественное (дух, сознание, мышление, идеи) являлось производным от нее, вторичным. Значит, не сознание и мышление определяют собою бытие, а бытие определяет собою сознание и мышление, служит источником возникновения различных идей. Но и фейербаховская философия тоже страдала существенным недостатком: ей не хватало диалектики. Критикуя идеалистическую диалектику с материалистических позиций, Фейербах не сумел по достоинству оценить огромную важность диалектического метода. Поэтому фейербаховской философии сильно присуща метафизичность, неумение прилагать диалектику к теории отражения и процессу познания..
Изучив Гегеля и Фейербаха, Маркс и Энгельс преодолели их недостатки. Они соединили диалектику первого и материализм второго. Это позволило (вместо того чтобы в действительных вещах видеть отражение человеческих понятий) увидеть в человеческих понятиях отражение действительных вещей.
Соединив диалектику и материализм, Маркс и Энгельс создали совершенно новую, ранее в целостном виде не существовавшую систему взглядов – диалектический материализм. Распространив его с изучения явлений природы на изучение явлений общественной жизни, человеческой истории, они создали другую аналогичную систему взглядов – исторический материализм. Диалектический и исторический материализм образуют философское учение марксизма как его первую составную часть.
б. Классическая английская политическая экономия
Классическая английская политическая экономия и дала необходимый исходный материал для экономических взглядов марксизма. К ее наиболее выдающимся представителям относятся Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823).
Классическая английская политэкономия возникла и сложилась, когда буржуазия была восходящим классом, играла прогрессивную роль в борьбе против феодализма. Огромная заслуга классической политической экономии, писал Маркс, выразилась в том, что она, в пределах своего буржуазного кругозора, смогла проникнуть сквозь внешнюю видимость капиталистических производственных отношений и вскрыть их сущность, проявить свойственные им внутренние связи и взаимозависимости.
Она обосновала необходимые для утверждения капиталистической экономики меры – свободу конкуренции, ограничение вмешательства государства в хозяйственные дела, отмену привилегий крупных земельных собственников, устранение многочисленных цеховых регламентаций. Она во главу угла поставила именно сферу производства. И тем самым положила начало изучению трудовой теории стоимости, видя в ней исходный пункт анализа экономики капитализма.
Но с достаточной ясностью классическая политическая экономия природу и законы капитализма не выразила. Это, отметил Маркс, она и не могла сделать, находясь в пределах своего буржуазного кругозора и не сбросив своей буржуазной кожи.
Дальнейшее научное развитие экономической теории стало возможно только вне рамок буржуазного кругозора, т.е. на пролетарской, социалистической, коммунистической основе. Это и сделали Маркс с Энгельсом, использовав, переработав все ценное из добытого классической буржуазной политической экономией.
в. Французский и английский социализм
Идея социализма (коммунизма) корнями своими уходит в глубокую древность. Она явилась реакцией трудящихся на эксплуатацию, угнетение, утвердившиеся в обществе с возникновением частной собственности и антагонистических классов. Сами же понятия «социализм» и «коммунизм» образовались в конце ХVIII в. в Западной Европе в связи с событиями Великой Французской буржуазной революции. Они происходят от латинских слов: первое от слова «социалис» – общественный, второе от слова «коммунис» – общий. Ими стали обозначать справедливый строй, противопоставлявшийся капитализму. Строй, основанный не на частной, а на общественной собственности на средства производства; вследствие этого в нем должны существовать не индивидуалистические, а коллективистские отношения; должны быть ликвидированы эксплуатация, угнетение, неравенство и созданы условия для достойной жизни всех людей.
Своей высшей ступени утопический социализм (коммунизм) достиг в первой половине XIX века. Данный период характеризовался тем, что капитализм в результате буржуазных революций окончательно порвал путы феодализма, перейдя от мануфактурной стадии к машинному производству. Наиболее выдающимися здесь мыслителями являются: французы Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858). Они дали беспощадную, разностороннюю критику буржуазного общества, вскрыли его язвы и пороки, вследствие чего их учения получили название критически-утопического социализма. Они указали на преходящий характер капитализма, выдвинули положение о том, что на смену ему неизбежно должен прийти другой, справедливый строй («золотой век», утверждалось ими, лежит не позади, а впереди человечества), обозначили в виде догадок ряд его черт. Это и сделало критически-утопический социализм еще одним непосредственным теоретическим источником марксизма. Утопический социализм, заметил Маркс, носил в себе научные воззрения о социализме в зародыше.
Незрелому состоянию общественных отношений неизбежно соответствовали незрелые теории. Для избавления представлений о новом обществе от исторической ограниченности утопических систем надлежало взгляды о социализме поставить на реальную почву, превратить из утопии в науку. То есть требовалось разработать научную теорию возникновения, становления и развития альтернативного капитализму строя.
Вопросы для самопроверки
- Что такое мировоззрение, идеология?
- Что является мировоззрением, идеологией коммунистов? Какое учение?
- Как оценивал В.И. Ленин роль научной теории?
- Каковы исторические условия возникновения марксизма?
- Каковы общие духовные предпосылки и непосредственные
теоретические источники марксизма? Как В.И. Ленин оценивал гениальность К. Маркса?
- Назовите представителей классической немецкой философии и значение их учений.
- Когда возникла и сложилась классическая английская политэкономия, кто ее представитель и в чем заключалась их заслуга?
- Каковы исторические корни идей социализма и коммунизма, когда эти идеи возникли? Что означают понятия «социализм», «коммунизм»? Почему до середины XIX века социализм назывался утопическим? Кто его выдающиеся представители и в чем их заслуга?
Шеремет Н.Т., руководитель ОПШ, к.п.н.
Челябинск. 30 июня 2013 г.






