Эта ленинская фраза, ставшая крылатой, стала лейтмотивом основного содержания второго занятия партийной школы, состоявшегося 20 октября 2019 года. На занятии присутствовало 24 человека, практически все слушатели, рекомендованные местными отделениями партии для учебы, а также несколько беспартийных сторонников КПРФ, решивших заниматься в школе в качестве вольнослушателей.
Перед началом занятия преподаватель предоставил слово для информации заведующему отделом пропаганды и агитации обкома КПРФ Александру Шипкову, который вместе с первым секретарем обкома партии Игорем Егоровым, принимал участие в пленумах ЦК КПРФ и ЦК ЛКСМ РФ, состоявшихся 19 октября. Александр рассказал о главных вопросах, рассмотренных партийным форумом, о докладе на нем лидера партии Г.А. Зюганова. Преподаватель обратил внимание слушателей на предстоящую им всем задачу более глубокого изучения материалов партийного пленума и вместе с ними поздравил А. Шипкова с избранием его членом ЦК ЛКСМ РФ.
Основная часть занятия была посвящена продолжению темы «Восемь уроков марксизма». Предварительно слушатели посмотрели видеофильм Красной линии «Марксизм и слухи о его смерти». Комментируя основное содержание фильма и увязывая его с темой лекции, преподаватель особо подчеркнул моменты творческого развития марксизма в наши дни. И привел главный в этом отношении пример, когда Ленин, не отступая, от кардинальных положений марксизма, но учитывая новые реалии и условия начала 20 века, сделал вывод о возможности победы социалистической революции в одной стране, где в наибольшей степени обострились все главные противоречия империализма, усиленные остатками феодально-самодержавной власти — в России. И этот его теоретический вывод привел к победе революции в 1917 году.
В процессе лекции были рассмотрены вопросы творческого развития учения Маркса и Энгельса, связанные с такими ключевыми понятиями, как собственность и ее виды. В этой части особое внимание было обращено на программное положение КПРФ о необходимости в процессе перехода России от олигархического капитализма к социализму, сочетания различных видов собственности — государственной, общественной, частной (малого и среднего бизнеса) при обязательной ликвидации крупного олигархического капитала и национализации сырьевых монополий и ключевых отраслей промышленности. Один из вольнослушаиелей высказал мнение, что допущение такой смешанной экономики приведет к сохранению диктатуры буржуазии. Однако преподаватель и ряд более грамотных слушателей быстро убедили сомневающегося в несостоятельности таких опасений, приведя для примера период ленинского НЭПа в России в 20-е гг. и нынешние смешанные экономические уклады в КНР. Именно они при командных высотах коммунистов в государстве, позволили сначала создать условия для передышки и мобилизации сил, а затем провести небывалые по темпам и результатам социалистические преобразования.
Творческое развитие учения марксизма было также подтверждено анализом новых особенностей таких базовых категорий, как бытие и сознание, роль экономических и социальных факторов в развитии общества, классы и классовая борьба. Например, современные ученые — марксисты совершенно справедливо считают, что трудящиеся стран «золотого миллиарда» сегодня таковыми по факту не являются. Такие трудящиеся во многом живут за счёт эксплуатации стран третьего мира, поскольку в среднем до 40 процентов суммы их зарплат сегодня составляет стоимость, которую создают трудящиеся (туземцы) именно этих зависимых стран Африки, Азии и Латинской Америки. Поэтому в случае любых угроз их уровню потребления, они готовы поддержать самые людоедской акции и проекты своих буржуазных правительств. Что ярко проявилось в агрессивных нападениях США на Ирак, Югославию, Ливию и на другие страны. Ведь никаких протестов со стороны пролетариата Европы и США по этому поводу не было. Следовательно, эта категория трудящихся не может относиться к пролетариату. Это — квазипролетариат, и его сознание — квазисоциалистическое. Чтобы его сознание стало социалистическим нужны очень серьёзные потрясения.
В этой же части занятия были рассмотрены вопросы об отношении КПРФ и религии, а также глобальные мировые и региональные экологические проблемы, их причины и возможные пути решения.
Существенным дополнением к теоретическим темам стал обзор актуальных публикаций партийных газет «Правда» и «Советская Россия» за август- октябрь.
В процессе обзора одна часть слушателей выбрала по желанию темы сообщений для подготовки по уже рассмотренным на двух занятиях теоретическим вопросам. Другая — по подготовке углубленных обзоров статей в «Правде» и «Советской России». И третья — по подготовке сообщений по материалам октябрьского пленума ЦК КПРФ «Об укреплении идейно-политических, организационных и духовно-нравственных основ партии». В методическом и практическом плане такая обратная связь преподавателя со слушателями весьма целесообразна.
Обучение — это всегда процесс взаимного общения, он не должен быть игрой в одни ворота.
В данном случае, — как отметил руководитель партшколы Николай Шеремет, — самостоятельная подготовка слушателями текстов сообщений по различным темам помогает решать несколько задач: проверить и закрепить знание изученных теоретических, базовых понятий марксизма, увязать их с актуальными событиями в жизни партии сегодня, дополнить базовые понятия примерами из жизни и партийной прессы. Не менее важно, что сам процесс подготовки сообщений учит каждого умению отбирать нужный материал, формирует навыки публичного его изложения, прививает элементы ораторского мастерства и полемики. Существенно и то, что все эти подготовленные тексты вполне можно использовать слушателям для выступлений в своих партийных организациях, а также на митингах, в ходе протестных акций, что в предыдущие годы делалось регулярно и показало свою эффективность.
В завершение занятия выпускник предыдущего потока партийной школы, ныне второй секретарь Челябинского областного отделения ЛКСМ РФ Дмитрий Евдокимов выступил с сообщением, посвященным 101-й годовщине ВЛКСМ — об истории создания комсомола в стране и в нашей области. Страницы из прошлого этой уникальной молодежной организации не только дань памяти, они сегодня становятся всё актуальнее и в практическом плане. Комсомол области активно возрождается, изучает уроки истории — уроки классовой борьбы. Также, как и его героические предшественники, создатели областной организации РКСМ Алексей Агалаков, Константин Монаков, Федор Голубев, Виктор Гепп, Тумбин, Глухих и другие, они не хотят жить в условиях капиталистического рабства, и смело вступают в неравную пока борьбу за социальную справедливость. Но эта борьба обязательно приведет к победе.
Автор: Николай Природин