Базовые понятия марксизма — ключ к анализу состояния общества

Второе занятие партийной школы Челябинского обкома КПРФ, состоявшееся 21 октября т.г., было посвящено двум фундаментальным философским понятиям марксизма: «Бытие определяет сознание» и «О роли экономического и социального факторов».

На занятии присутствовало 12 слушателей: Андрей Матиенко, Антон Ветренко, Виктория Закирова, Дмитрий Евдокимов, Виктор Изотов, Ефим Миронов, Павел Плеханов, Любовь Ревтова, Ольга Стешиц, Ксения Халюк, в том числе два новичка – Алена Еганшина, инструктор по йоге, и Михаил Воробьев, тренер по конькобежному спорту.

 

В своей лекции преподаватель обратил внимание слушателей на два теоретических момента. Первый момент в том, что с определённого момента общественного развития  формула «Бытие определяет сознание» не в полной мере ему соответствует. Эта формула верна только в том смысле, что материя является незыблемо первичным элементом мироздания, а сознание – свойство живой материи – является лишь продуктом развития материи из неживой в живую. Но с определённого этапа общественного развития  и после появления в обществе новых факторов (например, марксизма) общественное сознание способно стать по отношению к бытию приоритетным и определять ход общественного развития! (Главенствует, развивается и укрепляется социалистическое общественное сознание — развивается также материальная база социализма; главенствует потребительское сознание — сохраняются капиталистические отношения).

Второй момент в том, что марксистская теория прогресса с формальной  точки зрения, оказалась не абсолютно верной. Маркс считал, что именно экономическое развитие человечества на определённом этапе развития производительных сил должно неизбежно привести к преобразованию капиталистических производственных отношений        в социалистические  в мировом масштабе. Однако реальное мировое социальное развитие после Маркса и Энгельса пошло несколько иначе, потому что лидеры капиталистического мира осознали для себя всю угрозу   идей Маркса глубже и быстрее, чем пролетариат, и приняли превентивные меры. Классический марксизм считал экономический фактор социальной жизни решающим, а политические  условия (традиции, культуру, внедряемые в голову чужие мысли и пр.) вторичными.

Это оказалась не совсем так…Сегодня, после всех изломов мировой истории последних ста лет, мы стали понимать, что экономический и (материальный) фактор, и субъективный (человеческий, духовный) фактор для развития социального процесса равнозначны, как равнозначны два крыла у птицы. При этом человеческий фактор  может стать единственно определяющим и не просто исказить мировой социальный процесс, но исказить его принципиально, создав условия для гибели, а не для развития человечества. (ВИЛ: «…нас погубит бюрократизм…»; Сталин: выдвинул тезис об обострении классовой борьбы  по мере продвижения к коммунизму). Для коммунистов это важно в практическом плане. Оно акцентирует наше внимание на важности идеологической, пропагандистской работы партии с тем, чтобы избежать ошибок в будущем, ошибок, которые уничтожили первое в мире государство рабочих и крестьян – СССР.

Рассмотренные базовые философские понятия марксизма открывают ключ к теоретическому анализу соотношения бытия (материи) и сознания (мышления) и их взаимосвязи на уровне индивидуального восприятия. То же самое происходит и в отношениях между экономическим  и социальным факторами, но уже на уровне всего общества.

При этом следует отметить самое главное в практическом плане: диалектика отношений этих категорий указывает на перспективу  развития общества на современном этапе. А эта перспектива сегодня связана с общемировой тенденцией роста левых идей, роста социалистического сознания в массах. Обнищание основной массы населения планеты с одной стороны, и рост богатства и роскоши узкого слоя представителей глобального империализма, с другой стороны, определяют материальные условия жизни, бытие каждого индивида и одновременно, являясь экономическим фактором, определяют развития всего общества. И оно, в конечном счете, неумолимо определяет рост левых идей и революционного сознания в мире.

Данный объективный процесс сопровождается активной агитационно-пропагандисткой работой КПРФ и её сторонников в массах, которая показывает не только главную стратегическую цель партии — социализм, но и способы её достижения: организованность и массовость народных протестов, завоевание власти трудящимися мирным путём, активное участие в выборах всех уровней.

В идеологической работе необходимо не только показывать преимущества социализма и его достижения в СССР или в Китае сегодня. Для этого надо хорошо знать сущность основных понятий и категорий (политических, философских, экономических), которыми либеральная элита смогла задурить головы многим  согражданам страны и посеять в них надежды на капитализм с «человеческим лицом», где все будут равны и свободны, где рынок все отрегулирует.

 

Вторая часть занятия была посвящена именно такой актуальной теме: «Мифы рыночной экономики», с которой выступила слушательница партшколы, кандидат экономических наук,  Ксения Халюк. Сразу отметим глубокое знание ею материала, его уверенное и свободное изложение. Все это, с учетом убедительных примеров, связанных с созданием и развитием экономической теории от Д. Рикардо, А. Смита, и К. Маркса до кейнсианства, от создания ФРС в США в 1913 году и  Великой  депрессии 1929 г. и до наших дней, вызвало большой интерес.

Ксения аргументированно разоблачила все «прелести» с рыночной экономики, прикрывающие почти полное устранение государства от управления ею. Ряд процессов, понятий и терминов в этой сфере оказались не сразу всем понятной. Как выразился один из слушателей, «эта лекция для умных студентов с определенной базовой подготовкой». Такой подготовки  сегодня нет у многих студентов вузов, тем более, нет её  у слушателей, многие из которых далеки от экономических теорий. Поэтому преподаватель сразу поддержал предложение о создании в рамках партшколы спецкурса по экономике, который согласилась вести Ксения Халюк.

Традиционную часть занятия – обзор наиболее интересных статей газеты «Советская Россия – продолжила Виктория Закирова. Она увлекательно и доходчиво рассказала о содержании  статьи Михаила Кузьмина «Кто кого кормит?» (Сов. Рос. «Улики» от 27.09. 2018 г.

Огромный фактических материал о жизни в СССР и ныне, в РФ; о несостоятельности основных аргументов властей в отношении пенсионной реформы, а также её собственное мнение  по этим вопросам, — всё это дополнило знания слушателей о характере внутренней политике властей.

В заключительной части занятия два слушателя – Дмитрий Евдокимов и Ефим Миронов, студенты исторического факультета Южноуральского Государственного гуманитарного педагогического университета, провели викторину среди своих товарищей. Она была посвящена 100-летию ВЛКСМ. Простые 12 вопросов для нашего поколения не представляли никакого труда и сложности – мы все прошли школу комсомола.

Но даже на такие вопросы не все сумели ответить точно и правильно. Как расшифровать слово «комсомол?» Когда комсомолу было присвоено имя В.И. Ленина? Когда комсомол стал Всесоюзным? Над кем комсомол шефствовал? Когда  был создан КИМ, и как расшифровать эту аббревиатуру? Как называлась организация, которая была создана в годы ВОВ в Краснодоне, и прославилась в борьбе с фашизмом? Как называлась главная комсомольская стройка ВЛКСМ в 70-гг.? Слушатели письменно, кто как сумел, ответили на эти вопросы.

Победитель — Павел сумел ответить практически точно на все из них, чем заслужил аплодисменты товарищей.

— Мы учились по учебникам, где ни слова о комсомоле, откуда же нам знать про эту организацию, — заметила Ольга Стешиц, которая в 1993 году только пошла в 1-й класс, а потом учила историю по учебникам Сороса.

— Давайте, предложила она, — в ходе занятий изучать и историю СССР.

— По мере возможностей будем это делать в ходе всех наших занятий, — поддержал её преподаватель.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Наши страницы в соцсетях

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон (обязательно)

В какие годы Вы были членом ВЛКСМ?

В какой организации ВЛКСМ Вы состояли?

Какую роль сыграл комсомол в Вашей жизни?

Согласие на обработку персональных данных (Да / Нет) (обязательно)

Согласие на получение новостей о ходе подготовки к 100-летию ВЛКСМ (Да / Нет) (обязательно)

Вы можете выслать несколько фотографий Вашей комсомольской юности для праздничного стенда

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники