22 июня в Челябинской городской Думе состоялось заседание Комиссии по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Челябинской городской Думы. Одной из основных тем заседания стала утилизация твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области. В обсуждении приняли участие руководитель движения Антисмог, депутат Законодательного Собрания Челябинской области Михаил Махов и руководитель фракции КПРФ в Челябинской городской Думе Константин Нациевский.
С докладом по теме организации утилизации отходов на территории области выступила заместитель Министра экологии Челябинской области Куприкова Яна Анатольевна. Внедрение системы обращения с твердыми коммунальными отходами – это федеральная реформа, которая была начата с 1 января 2016 года, и Министерство экологии это ответственный уполномоченный орган, который отвечает за реализацию этой реформы на всей территории Челябинской области. Остановимся на кратких положениях этой реформы, и что конкретно она подразумевает:
До 1 января 2016 года все функции по обращению с твердыми коммунальными отходами были отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, которые в силу своих возможностей реализовывали эти полномочия. С 1 января 2016 года эти функции были переданы Министерству экологии Челябинской области. Мы увидели весь спектр проблем, которые накопились к этому периоду.
Основные этапы перехода на новую систему:
- Разработка и утверждение территориальных схем обращения с отходами
- Выбор региональных операторов в результате конкурсных процедур
- Обоснование региональными операторами введения тарифов на обращение с твердыми коммунальными отходами
- Создание и развитие инфраструктуры, которая требуется для работы региональных операторов и соблюдения всех природоохранных и санитарных норм в области законодательства по обращению с коммунальными отходами
В 2016 году была утверждена первоначальная версия территориальной схемы области, которая предусматривала деление на шесть территорий. Разделение предусматривало объединение крупных населенных пунктов с пригородными и сельскими территориями, которые отдельно не являются инвестиционно привлекательными для инвесторов в сфере обращения с отходами и создания соответствующей инфраструктуры.
В 2017 году были проведены дополнительные исследования и корректировка территориальной схемы, с учетом рекомендаций Росприроднадзора и представителей общественных организаций.
На данный момент Министерством экологии проведен второй этап – выбор региональных операторов. В части создания инфраструктуры и рекультивации объектов, не соответствующих экологическому законодательству, разработана региональная программа на период 2018 – 2025 гг. Реализация программы предполагает расходную часть в объеме семи миллиардов рублей, шесть из которых – вложения инвесторов, а так же средства регионального и федерального бюджета, 118 миллионов – государственная субсидия. На полученную субсидию планируется строительство четырёх мусоросортировочных комплексов в Карабашском, Саткинском, Трехгорном и Снежинском муниципалитетах.
На территории Челябинска заключено соглашение по созданию Комплекса по утилизации, сортировке и захоронению твердых коммунальных отходов за счет средств инвестора. До введения в работу комплекса планируется ввести полигоны в Полетаево и в посёлке Чешма Сосновского района.
«В целом, начинание правильное, вопрос только в том, что реализовать программу необходимо продуманно, на должном уровне, – комментирует Михаил Махов, — «много технически не решенных вопросов, которые требуют внимания, обсуждения и решения уже на стадии планирования. К примеру, транспортный вопрос. Согласно существующей схеме будет необходимо везти отходы из одного населенного пункта в другой, чтобы сортировать, а потом везти обратно, чтобы утилизировать. Такой подход отрицательно отразится на тарифах и ударит, в конечном итоге, по кошельку граждан. Поэтому нужно все подобные вопросы решать заранее, для того чтобы в итоге реализованная программа по сортировке и утилизации твердых коммунальных отходов не оказалась провальной».