Карл Маркс. Взгляд из прошлого в настоящее и будущее

5 мая 2018 года в Челябинском обкоме КПРФ состоялась научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Карла Маркса.

Организаторы конференции — региональное отделение РУСО, слушатели и выпускники партийной школы обкома КПРФ привлекли к участию в ней первых секретарей местных отделений партии и партийный актив г. Челябинска.

Конференция началась с просмотра видеофильма Красной линии «Марксизм и теория твари». Многие участники его прежде не видели, и поэтому смотрели с огромным вниманием и интересом. После окончания фильма они обратились к руководителям обкома КПРФ с предложением организовать такие просмотры во всех образовательных учреждениях области…

По основной теме с докладами выступили Николай Шеремет, руководитель регионального отделения РУСО и партийной школы обкома партии и Николай Чепасов, член РУСО, известный публицист, написавший к юбилею Маркса глубокую и содержательную статью «От Сибирских рудников до Калифорнии». Эта статья, опубликованная в челябинской газете «Танкоград», вызвала большой интерес и отклик у читателей не только Урала, но и за его пределами, и послужила основой для подготовки программы конференции и ряда выступлений её участников.

  

Николай Шереметостановился на современных противоречиях капитализма, которые предвидел и предсказал Карл Маркс.

— Сегодня, отметил он, — человечество переживает последний этап капиталистической формации – этап глобального империализма. Все противоречия между трудом и капиталом, демократией и диктатурой буржуазии, между метрополиями и неоколониями, между странами и нациями, между религиями, между производством и потреблением, между человеком и природой — все они настолько обострились, что уже переходят в стадию антагонизмов; разрешить их мирными средствами невозможно. Даже «мудрецы» известного Римского клуба сильных мира сего, — отмечает он, — сделали вывод: «Капиталистическая формация подошла к своему логическому концу (как и утверждал Маркс), опубликовав это в докладе «Старый мир обречён. Новый мир неизбежен».

— И вряд ли, кто может сегодня возразить тому, что «не надо блуждать в поисках выхода из смертельного тупика: путь к обществу социальной справедливости указан основателями научного коммунизма Марксом и Энгельсом». Вот он – взгляд из прошлого в настоящее и в будущее!

— После таких выводов, — сказал он далее, — не столь и удивительно, что на родине Маркса, в германском городе Трир развернулись невиданные по нынешним смутным временам юбилейные мероприятия в честь великого земляка. Книжные выставки, издание книг Маркса, Энгельса и Ленина, дискуссии, кинофильмы революционной тематики.

— В частности, в Трире сегодня, в день рождения Маркса открылась масштабная выставка «Karl Marx 1818–1883. Leben. Werk. Zeit» («Карл Маркс. Жизнь. Дело. Время») о жизни и деятельности великого философа, политэконома и политического деятеля.

— Выставка продлится до 21 октября следующего года в помещениях двух музеев на общей площади в 2000 кв. м (будут 400–500 экспонатов со всей Европы), а в доме-музее Маркса откроется новая постоянная экспозиция. На выставке представлены заводские цеха и баррикады как они выглядели в XIX веке. Бюджет выставки составляет более 5 млн. евро, и организаторы ожидают, что её посетят не менее 150 тыс. чел.

— Особенно ожидается наплыв китайцев – для них подготовлены проспекты на китайском языке. В свою очередь Китайская республика уже сделала свой подарок к юбилею великого мыслителя — в Трире их представители установили памятник Марксу — шестиметровую бронзовую статую.

Всё это подтверждает, что сегодня как раз наступило время Маркса, и Ленина.

— Взгляд Маркса из прошлого в настоящее и будущее, — подчеркнул докладчик, — подтверждается его главными выводами о развитии капитализма на современном этапе.

— Например, Маркс предсказал дальнейшее движение к капиталистической глобализации, которая стала реальностью в сегодняшнем мире, принося сверхприбыли узкому кругу «хозяев жизни» за счёт нищеты и бедствий миллионов людей.

— Он доказал противоестественность капиталистических отношений в нравственном смысле, их разрушительное влияние на сознание и души людей. Показал, что капитализм, некогда ставший новой, прогрессивной ступенью в человеческой истории, превратился в итоге в главную болезнь человечества — как социальную, так и духовную.

— Благодаря появлению гениального ученика и продолжателя дела Маркса В.И. Ленина, — отметил он далее, — от этой болезни впервые в мире, в 1917 году, сумела избавиться Россия. Он и большевики при поддержке народных масс воплотили учение Маркса о социально справедливом обществе в жизнь. Не случайно, первый памятник Карлу Марксу в Советской России был открыт  уже 1 мая 1918 года в Пензе.

— Естественно, что позже памятники Марксу стали воздвигаться и в других городах страны. Даже и ныне они открываются, хотя и не так часто. По официальным данным в настоящее время в России (на 2013 год) 1343 улиц, площадей и переулков в России носят имя Карла Маркса.

— О жизни Карла Маркса написаны великолепные книги, которые и сегодня читают миллионы людей в мире. Это трилогия Галины Серебряковой «Прометей»; романы: «Юность Маркса», «Похищение огня», «Вершины жизни». Снят замечательный сериал «Карл Маркс: молодые годы» Льва Кулиджанова. Надо их знать, изучать, использовать в партийной работе.

— К Марксу и Энгельсу, к Ленину и Сталину, к их мыслям и делам обращаются сегодня взоры сотен миллионов людей на Земле, жаждущих свободы от эксплуатации и угнетения.

— Этот процесс — не прихоть, а объективная закономерность. Именно поэтому, по мнению докладчика, — не всем известный до выборов Президента страны единый кандидат от КПРФ и НПСР Павел Грудинин, на основе этих левых идей и их реализации в своем совхозе имени В.И. Ленина, за три месяца стал фактически второй после Путина политической фигурой в стране. Он прямо говорил, что в основе его программы «20 шагов» и результатах по созданию островка социализма, лежат идеи Маркса, Ленина и Сталина.

  

Николай Чепасов обратил внимание участников конференции на отношение к Марксу и его учению со стороны сегодняшней политической элиты России.

— В России, сказал он, — официальные власти в целом заняли позицию умолчания по отношению к юбилею великого учёного и революционера. Одновременно позволяя придворным писакам публиковать иногда отдельные провокационные статьи в СМИ. По сути, они избрали ту же тактику, что и по отношению к прошедшему в прошлом году 100-летию Великого Октября.

Ещё в январе 2018 года появилась «ориентационная» статья буржуазного публициста М. Швыдкова, в которой он утверждает, что юбилей Маркса для масс в России – это «избыточный раздражитель».

Для научного сообщества России, — пишет этот придворный апологет российского капитализма, — двухсотлетие Маркса находится на обочине исследовательских интересов и расставание с марксизмом для большинства российских учёных стало прощанием с интеллектуальным рабством… Швыдкой упрекает Маркса в том, что его дерзкая мысль о создании коммунистического общества, своего рода рая на Земле, оказалась опасным заблуждением…

Такое отношение к марксизму – (особенно на фоне того, как к юбилею готовятся в Германии и во всей Европе, и в Китае) это цинизм и подлость, тем более что эта оценка выдаётся как мнение большинства научного сообщества. Не большинство, — справедливо и точно отметил докладчик, — а перевёртыши, карьеристы, и нечистоплотные люди могут так рассуждать.. Стыдно читать такие позорные измышления о Марксе и советской действительности.

Сегодняшняя конференция в честь юбилея К.Маркса – наш ответ на эти измышления придворных лакеев — политологов.

В последующих выступлениях участники конференции рассмотрели многие другие темы, связанные с жизнью и учением великого мыслителя современности, начиная с его биографии и заканчивая последними годами жизни.

Дмитрий Евдокимов, слушатель партшколы обкома партии, ученик 11 класса гимназии № 76 г. Челябинска и Михаил Самичев, член КПРФ, секретарь горкома ЛКСМ г. Трёхгорного, выпускник партшколы обкома КПРФ, рассказали о детстве, юности Маркса, его семье, о дружбе Маркса и Энгельса, сопровождая свои выступления показом слайдов и фотографий.

  

Выступление Валентина Шилова, члена РУСО, секретаря по идеологии Златоустовского горкома КПРФ, выпускника партшколы обкома партии, магистра права, было посвящено научным открытиям Маркса и Энгельса в науках о развитии человеческого общества. Его выступление слушали и смотрели по скайпу из Златоуста, поскольку у выступающего не было возможности приехать в Челябинск.

Валентин Шилов отметил, что «в повседневной жизни мне нередко приходится сталкиваться с людьми, которые испытывают оголтелую, ядовитую неприязнь ко всему советскому. Таких людей не то чтобы трудно переубедить, с ними просто невозможно общаться. Любой, даже самый обоснованный аргумент, не имеет для них никакого значения. В пылу антисоветского угара они готовы отрицать любые тезисы, сказанные и написанные К.Марксом или Ф.Энгельсом, даже самые явные. В таком усиленном отрицании они доходят до абсурда. И как итог – интеллектуально деградируют. Однако, для нас – однопартийцев и беспартийных, всех тех, кто раз и навсегда освоил азы Марксизма-Ленинизма, законы развития человеческого общества также естественны, как и законы природы.

Рассказав об основных базовых законах, открытых Марксом в философии, полиэкономии и теории научного коммунизма, он обратил особое внимание на главное противоречие, в том числе нынешней эпохи — концентрацию богатств, созданных общественным трудом, в частных руках.

— Никакими реформами, отметил он, — такие противоречия не «снять». Решить назревшую проблему может только пролетарская революция. Такая революция – не субъективное пожелание масс, а объективная необходимость и историческая закономерность. Потому капиталисты и бросают на борьбу с коммунизмом все мыслимые и немыслимые средства, лишь бы доказать его «утопичность» и «нереальность».

— Социалистическая революция, — подчеркнул он, — сама по себе не возникает. Для этого необходимо сочетание созревших объективных и субъективных факторов. Капитализм сам «роет себе могилу»: ужесточается эксплуатация рабочего класса, непомерно растут налоги, население нищает. В тоже время, как адекватный ответ на усиливающиеся антагонизмы, пролетариат организуется и сплачивается вокруг партии нового типа. Такой партией была и остаётся КПРФ.

— Отмечая 200-летие со дня рождения величайшего ума 19-го века, сказал Валентин Шилов в заключение, — мы не устаём преклоняться пред его негаснущим гением. Марксистско-ленинское учение подобно горящему пламени, которое когда-то озарило темноту человеческих пещер. Это учение не просто рассеяло мрак антинаучного невежества, не просто осветило путь рабочим и крестьянам. Оно стало факелом, за которым идёт всё прогрессивное человечество.

В ходе конференции прозвучали далеко не новые мысли о том, что снижение внимания и догматизм по отношению к развитию коммунистической теории стали в СССР одним из факторов его разрушения, а также мысль о необходимости развития учения марксизма-ленинизма в новых условиях.

Среди тех, кто сегодня восполняет этот пробел и развивает теорию марксизма-ленинизма Ричард Косолапов, Юрий Белов, Иван Никитчук, Виктор Трушков и ряд других учёных РУСО. Существенным вкладом в этот процесс стал изданные в 2015 году учебники авторского коллектива РУСО в трёх частях («Основные положения коммунистической теории»).

  

Вячеслав Авиловчлен регионального отделения РУСО, автор ряда книг о путях России и всеобщих законах развития материального мира и человеческого общества, один из тех, кто также решил сказать своё слово в теории. Тема его выступления: «Современный взгляд на диалектику Карла Маркса и Фридриха Энгельса» – говорила именно об этом.

— Законов известно много, отметил он в выступлении, — но наибольший интерес представляют всеобщие законы, среди которых, например, широко известны два: закон всемирного тяготения и закон сохранения количества движения (это законы в сфере естествознания). Но есть оказывается, ещё один, третий закон, которому починяются все явления, события, действия в реальной жизни и действительности.

— Я называю этот закон – законом организационного уровня. Звучит он так: «Материальные тела, системы всегда стремятся иметь такой энергетический уровень, такое состояние, которые строго соответствуют окружающей внешней среды, т.е. иметь расчётное состояние. Величина, показывающая степень соответствия фактического состояния материальных тел, систем расчётному, называется организационным уровнем этих материальных тел, систем».

— Не останавливаясь на математической формуле этого закона, кратко охарактеризуем эго суть. Суть закона организационного уровня состоит в том, что каждое материальное тело, система (неорганическая, биологическая, человечество), обладая различными только им присущими свойствами, находятся в постоянном взаимодействии с окружающей внешней средой, испытывая и оказывая друг на друга взаимное влияние, получая в результате этого взаимодействия известные энергетические уровни, определённые состояния своего бытия, стремясь достичь расчётного.

— Для человеческого общества закон организационного уровня выражается в стремлении удовлетворить свои постоянно растущие потребности, т.е. повышать степень соответствия своего бытия тому миру познанных свойств, явлений природы, достижениям технического прогресса, которые имеются на данный момент времени, т.е своему представлении о лучшем бытие.

— При стремлении материальных тел, систем достичь расчётного состояния, их свойства, признаки, другие стороны сталкиваются со свойствами, признаками, другими сторонами внешней среды, между ними начинается противоборство за изменение в ту или другую сторону, т.е. налицо противоречивый процесс, борьба противоположностей. И это позволяет дать ясное, логичное определение одной из важнейших категорий философии – противоречию.

— «Под диалектическим противоречием понимается обязательное наличие и взаимодействие у материальных тел, систем и окружающей их внешней среды несовпадающих, взаимоисключающих и потому противоборствующих (отдельных свойств, признаков, других сторон) противоположностей, неразрывных между собой, находящихся в единстве, как неразрывны материальные тела, системы с окружающей средой и приводящих к изменению, как самих материальных тел, систем, так и окружающей внешней среды».

— Такая формулировка показывает, что «противоречия» являются реальными категориями, которые позволяют понять, как происходят изменения бытия материальных тел, систем и внешней среды. И такая формулировка отличается от марксовой, ленинской и общепринятой философских определений «противоречия». Зная суть закона организационного уровня, механизм его действия в различных видах материи можно твёрдо сказать, что сознательное его использование в деятельности человека и является той самой теорией, которая позволяет объяснить события прошлого, решает проблемы настоящего дня и показывает перспектив будущего развития человечества, и на основании которой уже можно наносить соответствующие удары. (Принимать адекватные меры, в том числе превентивного характера в тех или иных сферах деятельности Н.П.)

— Но главное, — по мнению Вячеслава Авилова, — эта теория позволяет решить те самые проблемы, которые привели к распаду СССР, такие принципиальные, как:

— создание эффективной структуры управления обществом;

— разработать научно-обоснованные экономические (и не только) показатели для народного хозяйства;

— разработать и реализовать оптимальную кадровую политику, позволяющую выдвигать в руководство высококвалифицированных специалистов с большими организаторскими способностями;

— обеспечить гармоническое сочетание планирования народного хозяйства с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организацией снизу, и т.д.

— И более того, знание закона организационного уровня и базирующейся на нём теории позволят сформулировать мобилизационный проект будущей России и создать общество социальной справедливости, снова сделать Россию великой и могучей державой.

— Несмотря на ряд уточнений, и сомнений участников конференции в характере действия открытого Вячеславом Авиловым закона организационного уровня, выступление было выслушано очень внимательно. Новизна и сама постановка проблемы – это стимул дальнейшей работы нашего челябинского марксиста и возможного обмена мнениями с другими учёными в сфере философии. Научную новизну и ценность этого открытия могут дать учёные РУСО, в адрес которых автор открытия написал специальное Обращение с приложением своей книги «Основные закономерности развития материи».

  

Актуальное, своевременное и насущное — так оценили участники конференции выступление Лидии Мельниковой, члена регионального отделения РУСО, кандидата педагогических наук, доцента политэкономии, КПРФ, секретаря по идеологии Курчатовского отделения КПРФ. Её тема – «Маркс о кризисах при капитализме» прямо связана с тем, что происходит с экономикой России.

— Капитализм в России, отметила Лидия Мельникова, — в настоящее время пока однобок, неуклюж, дикий и нет той глянцевой витринной картинки, которой заманивали «демократы» в капитализм. Тем не менее, родовые черты капитализма: безработица, коррупция, инфляция, конкуренция, кризисы проявляются в полной мере. Налицо господство олигархов, их слияние с политической властью, безудерженный рост цен и высочайшая степень эксплуатации.

Далее она напомнила ответы Маркса на вопросы теории кризисов: почему кризисы возможны, почему они неизбежны, почему кризисы происходят периодически, каковы социальные последствия кризисов при капитализме. При этом особо подчеркнула: «Общей основой возможности всех кризисов при капитализме является основное противоречие капитализма, то есть противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения». В современных условиях, когда монополистический капитализм обрёл черты глобализма, кризисы пронизывают всю систему капиталистического хозяйства: валютный кризис, кризис биржевой, кризис денежно-кредитный, кризис финансовый, кризис сырьевой, продовольственный кризис, топливно-энергетический кризис, экологический кризис, демографический кризис и т.д. Выход из кризисов монополистический капитализм стремится осуществить сугубо капиталистическими методами – созданием военно-политических блоков и экономическими союзами.

Однако, в конечном счёте, это не даёт должных результатов, и не даст. В.И. Ленин в связи с этим писал: «Никакая империалистическая интеграция не обеспечит бескризисное развитие в эпоху глобализма. «… Союз капиталистических держав… это – союз хищников, из которых каждый стареется урвать что-нибудь друг у друга» (В.И. Ленин. Т.41. с. 350).

Современная капиталистическая Россия пребывает в стадии непрерывных кризисных потрясений: дефолт, спад производства, экономический кризис, нестабильность рубля, санкции. Тем самым подтверждаются выводы Марксовой теории о кризисах при капитализме и Ленинская теория об империализме.

Говоря о последствиях экономических кризисов, Маркс писал: «Кризисы представляют собой только временно насильственное разрешение существующих противоречий, насильственные взрывы, которые на мгновение восстанавливают нарушенное равновесие» (К.Маркс. Соч., т.25, п.I, с. 273).

Подводя итог выступления Лидия Мельникова заключает: «Экономические кризисы усиливают социально-классовые противоречия, так как во время кризисов растёт безработица, снижается заработная плата рабочих, происходит массовое разорение мелких производителей, ликвидируются все частичные улучшения экономического положения трудящихся, добытые ими в упорной борьбе против капитализма.

Одним из наиболее важных вопросов рассмотренных на конференции стал вопрос о связях Карла Маркса с Россией, и его отношениях с русскими революционерами. Не случайно этим темам были посвящены два выступления. Владислав Свирский, член КПРФ Курчатовского отделения партии, учитель истории средней школы № 151 г. Челябинска, слушатель партийной школы, выступая по теме: «Карл Маркс и Россия», отметил: «С огромным интересом К.Маркс вглядывался в нарастающее революционное движение в России. Уже в зрелом возрасте он за полгода овладел русским языком, чтобы в подлиннике читать Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, великого революционного демократа Чернышевского, его роман «Что делать», публикации его журнала «Современник».

Маркс внимательно следил за русской литературой. Он находил (пишет Франциска Кугельман, дочь Л. Кугельмана, соратника и друга Маркса и Энгельса), что Тургенев необычайно верно изобразил своеобразие русского народа с его славянской сдержанной эмоциональностью. Он считал, что вряд ли кто из писателей превзошёл Лермонтова в описании природы. Во всяком случае, редко кто достигал такого мастерства.

Известный русский народоволец Г.А. Лопатин, не раз, встречавшийся с Марксом в Лондоне, признаёт, что не без влияния встречи с Марксом и его оценки великого русского демократа, он совершил попытку освобождения Чернышевского из сибирской ссылки. Он собрал деньги, поехал в Иркутск, жил там целый месяц, выясняя, место ссылки Чернышевского, там был схвачен, арестован и в четвёртый раз оказался в тюрьме. Дважды совершал побег и в 1873 году вновь оказался уже в Париже.

Павел Аненнков, (1812-1887) – русский либеральный помещик, литератор в очерке «Замечательное десятилетие» вспоминает, как он дружелюбно он был принят Марксом в Бюсселе и тот пригласил его на совещание по вопросам рабочего движения в Германии. На этом совещании был Энгельс и немецкий портной-агитатор Вейтлинг. Энгельс открыл совещание, сказав о его цели – о сплочении и единстве рабочего движения на базе разработки «одной общей доктрины, которая могла бы служить знаменем для всех последователей дела освобождения рабочих, не имеющих возможности заниматься теоретическими вопросами». Когда Вейтлинг заявил, что «скромная подготовительная его работа важнее для общего дела, чем критика и кабинетные анализы доктрин, вдали от страдающего света и бедствий народа», Маркс не выдержал. Он ударил кулаком по столу так сильно, что зазвенела и зашаталась лампа на столе, и, вскочив, с места проговорил: «Никогда ещё невежество никому не помогло!». Заседание кончилось. Маркс ходил взад и вперёд в необычайно гневном раздражении по комнате…».

Этот пример — свидетельство огромной важности научно-теоретического обоснования борьбы трудящихся с капитализмом, за его замену социализмом. Как видим, далеко не все лидеры рабочего движения в Европе, в те годы это понимали.

С трепетным волнением Маркс держал в своих руках вышедший в Петербурге 27 марта 1872 года «Капитал» тиражом в три раза большим Гамбургского – 3 тыс. экз. Особенно радовал Маркса «мастерски выполненный перевод» Г.Лопатиным и Н. Даниэльсоном. «Первой иностранной нацией, которая переводит «Капитал», оказывается русская, — гордился Маркс.

В «Предисловии Маркса к Манифесту коммунистической партии», — пишет Николай Морозов в статье «У Карла Маркса» (стр. 319), — мне особенно отрадно было прочесть такие слова: «Царя провозгласили главою европейской реакции. Теперь он – содержащийся в Гатчине военнопленный революции, и Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе».

Виталий Константинов, член РУСО и Челябинского обкома КПРФ, выступая по теме «Карл Маркс и русские революционеры», обратил внимание участников конференции на тесные личные связи Карла Маркса с русскими революционерами М.А. Бакуниным, Н.А. Сазоновым, П.В. Анненковым, А.И. Герценом, В.В. Берви-Флеровским, П.Л. Лавровым, В.П. Боткиным, Г.М. Толстым, И.Г. Головиным, а также на роль и влияние идей Маркса в СССР.

Ещё в начале 1870 года Маркс писал, что пришёл к «глубокому убеждению: в России неизбежна и близка грандиознейшая социальная революция». И это убеждение не было порождением каких-то сиюминутных настроений, оно строилось на хорошем знании России. Вышеуказанное высказывание он сделал после того, как изучил книгу видного русского социолога В.В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России».

В начале 1870-х годов Маркс сближается с видным русским революционером, бывшим полковником русской армии профессором математики, публицистом, социологом и философом П.Л. Лавровым, который возглавил одно из направлений революционного народничества, так и называвшегося — лавризм. В тогдашнем русском революционном движении лавризм противостоял двум другим революционным направлениям: бакунизму и ткачевизму. Лавров был сторонником тщательной подготовки революции, основательного воспитания и образования революционных кадров.

Между ними устанавливаются тёплые, дружеские отношения. Сохранилось письмо Маркса Лаврову от 12 июля 1871 года, в котором Маркс приглашает его к себе домой на обед: «Дорогой друг! Не будете ли Вы так добры прийти к нам пообедать в ближайшее воскресенье в 5 часов вечера? Вы встретите у нас некоторых из наших парижских друзей. С братским приветом К. Маркс». Маркс был очень щепетилен в выборе друзей, и то, что он выделил Лаврова, говорит о многом.

На похоронах Маркса, на Хайгейтском кладбище первым выступил Фридрих Энгельс, а затем зятем Маркса — Шарлем Лонге было зачитано соболезнование, составленное Лавровым на французском языке: «От имени всех русских социалистов шлю последний прощальный привет самому выдающемуся из всех социалистов нашего времени. Угас один из величайших умов; умер один из энергичнейших борцов против эксплуататоров пролетариата. Русские социалисты склоняются над могилой человека, сочувствовавшего их стремлениям во всех превратностях их страшной борьбы, борьбы, которую они продолжают и будут продолжать, пока не восторжествуют окончательно принципы социальной революции. Русский язык был первым, на котором появился перевод «Капитала», этого евангелия современного социализма. Студенты русских университетов были первыми, кому довелось услышать сочувственное изложение теорий могучего мыслителя, которого мы теперь потеряли…».

На основании всего сказанного мы имеем полное право сказать, что русские революционеры сыграли решающую роль в распространении марксизма в России. Уже в начале ХХ века марксистское направление в русском общественном движении становится господствующим.

И совершенно не случайно, что на новом историческом этапе большевики во главе с В.И. Лениным дополнили и на практике реализовали идеи Маркса и Энгельса, создав первую в мире страну рабочих и крестьян на принципах социализма. Эта страна – РСФСР, а затем, СССР, прошла тернистый путь развития, став второй в мире по экономическому развитию, победив фашизм в 1941-1945 гг. и превратившись в сверхдержаву в 60-70-е гг. XX века.

Тем не менее, внутренние проблемы советского государства нового типа нельзя отрицать на всём протяжении её истории. Они были, накапливались, их до 40-50-х годов. Сталин и большевики видели их, и эффективно с ним боролись.

С марксистских позиций ещё в предвоенные годы Сталин сделал вывод о том, классовая борьба по мере строительства социализма будет обостряться, лишь меняя свои формы. Когда в июне 1925 года на встрече со слушателями Свердловского университета ему был задан вопрос: «Какие имеются опасности нашего партийного перерождения, вождь ответил: «…возможность превращения партии в придаток государственного аппарата». К сожалению, пришедшее после Сталина руководство, начиная с Хрущёва и заканчивая Горбачёвым, именно это и допустили…

Однако реставрация капитализма на обломках СССР не означает, что социализм проиграл капитализму. Марксизм-ленинизм сейчас существует, как в теории, так и на практике, хотя и в иных формах, чем это было в СССР и странах социалистического лагеря. Пример тому – Китай, Вьетнам, Куба, и другие страны Азии и Латинской Америки. Поэтому есть основание для исторического оптимизма – социальная справедливость восторжествует и в нашей стране, и она обязательно вернётся на путь социализма.

Далее участники конференции заслушали выступление о роли Маркса и Энгельса, как основателей и руководителей I-го и II-го Интернационала. Раскрывая эту тему, Максим Енгисаев, член КПРФ Тракторозаводского отделения партии, член молодёжной Общественной палаты Челябинской области, слушатель партшколы, отметил следующие моменты.

— Решающий шаг для образования международной пролетарской организации был сделан 28 сентября 1864 г. на большом митинге рабочих различных стран в Лондоне. Этот митинг был подготовлен общим ростом рабочего движения и, в частности, работой Маркса и Энгельса по сплочению и организации революционных рабочих различных стран.

Программа («Учредительный манифест») и устав Интернационала были написаны Марксом. Он изложил в «Учредительном манифесте» основные идеи «Манифеста Коммунистической партии». «Учредительный манифест» выдвинул перед рабочими всех стран две задачи: уничтожение частной собственности на средства производства и создание пролетарской партии для революционного завоевания власти. В заключение там говорилось, что в международной политике пролетариат стоит за мир. Рабочие призывались к борьбе с политикой разбойничьих войн.

«Учредительный манифест», как и «Манифест Коммунистической партии», заканчивался боевым кличем: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Интернационал заявил, что рабочие стремятся не к созданию преимуществ для себя, а к уничтожению всякого классового господства, и указывал, что без политической борьбы рабочие не могут освободиться.

Начиная с основания Интернационала и во все время его существования огромную работу в нем выполнял Маркс. Будучи фактическим руководителем Генерального совета, Маркс был в нем в то же время представителем от рабочих Германии, а позже и от России. В письме к Энгельсу от 13 марта 1865 г. Маркс указывал: «Наряду с моей работой над книгой (речь идет о «Капитале».- Авт.) невероятно много времени отнимает у меня Международное товарищество, так как фактически я являюсь его… главой».

С начала деятельности Интернационала главную опасность в нем представляли сторонники Прудона, которые хотели превратить Интернационал в большой международный кооператив со своими магазинами и складами для сбыта товаров, которые производят мелкие хозяйчики. Они не понимали того, что при капитализме основная масса мелких хозяйчиков разорится и попадет в ряды пролетариата и что очень немногие, отдельные хозяйчики разбогатеют и станут капиталистами. Марксу и его сторонникам удалось победить последователей Прудона. Другой группой, против которой боролись марксисты в Интернационале, были соглашатели из тред-юнионов. И третью группу, с которой Маркс и его сторонники вели успешную борьбу, возглавлял русский эмигрант Бакунин, участник революции 1848 г. в Германии. Бакунин утверждал, что революция произойдет сама собой, что народ готов к бунту и что стоит только поднести спичку, как пламя вспыхнет. Бакунин был против дисциплины в Интернационале, нарушал ее, организовал тайную группу своих сторонников внутри Интернационала для борьбы против марксистов и был против всякого государства.

Рабочие поняли весь вред линии Бакунина и поддержали Маркса и его сторонников. В дальнейшем Бакунина исключили из Интернационала. Карл Маркс лично поддержал в Генеральном совете просьбу Русской секции об утверждении ее программы и устава и согласился принять на себя обязанности ее представителя в руководящем органе Интернационала.

Как первая массовая международная организация рабочего класса Первый Интернационал составил важный этап в истории международного рабочего движения. Объединив различные потоки рабочего движения, существовавшего в отдельных странах, он направил их в русло общей борьбы пролетариата. Первый Интернационал, по словам В. И. Ленина, «заложил фундамент международной  организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал» (Ленин, В. И. ПСС. Т. 38. – С. 302).

К концу 1873 года Первый Интернационал по существу сошел с исторической арены, деятельность его организаций почти везде прекратилась, хотя окончательное решение о его роспуске было принято на конференции в Филадельфии 15 июля 1876 года (США). Закончилась одна из самых блестящих страниц деятельности К. Маркса. Позже, вспоминая это время, Ф. Энгельс писал, что Интернационалом» «мог гордиться тот, кто его создал, даже если бы он не создал больше ничего» (Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 19. – С. 352).

В годы первого Интернационала рабочий класс приобрел огромный опыт борьбы за свои интересы. Исключительное значение для последующего пролетарского движения имела Парижская Коммуна, создание которой было подготовлено всей деятельностью Товарищества Рабочих (18 марта 1871 года над ратушей Парижа взвилось красное знамя пролетарской революции, а 28 марта была провозглашена Парижская Коммуна).  А также  — теоретическое  обобщение К. Марксом уроков Парижской Коммуны.

Наследником и продолжателем I Интернационала, заложившего идейные основы борьбы международного пролетариата за социализм, вначале стал II-й Интернационал, учреждённый в 1889 году, а затем III Коммунистический Интернационал (1919-1943), созданный под руководством В. И. Ленина.

Руководящими деятелями II-го Интернационала стали Август Бебель, Вильгельм Либкнехт, и Жан Жорес. Самой влиятельной, сильной и авторитетной была в нём, как и во всей европейской международной политике, Германская социал-демократическая партия. Исключительную роль в создании и деятельности II-го Интернационала играл Ф. Энгельс. Он приложил огромные усилия к тому, чтобы в нём было приоритетным влияние марксистов, чтобы по их инициативе созывались конгрессы Интернационала (в противовес французским и английским оппортунистам и анархистам), он лично участвовал в подготовке 1-го и 2-го конгрессов (1889 и 1991 гг.), а на 3-м, в 1893 г. присутствовал лично.

Однако несмотря на формальную защиту революционной перспективы марксизма на практике Второй Интернационал всё большей степени выражал реформистское приспособление к росту национального государства и капиталистической эксплуатации.

Оппортунистические лидеры социалистических партий ничего не сделали для претворения в жизнь антивоенных решений конгрессов (Каутский, Бернштейн и др.). С началом 1-й Мировой войны 1914 г. они предали дело социализма и пролетарского интернационализма и перешли в лагерь буржуазии. Представители ведущих с-д партий Германии Франции и Бельгии голосовали в своих «рейхстагах» за военные. Это означало крах II-го Интернационала.

Александр Шипков, кандидат в обком КПРФ, администратор сайта обкома партии сделал глубокое и интересное сообщение по теме: «Марксизм и Западный мир». На основе ряда теоретических работ и литературных источников последнего времени, он проанализировал роль и влияние марксизма в странах Западной Европы и США, отметил некоторые характерные черты и тенденции неомарксизма в странах капитализма.

— В двухсотлетие со дня рождения Карла Маркса, отметил он, — его идеи актуальны не менее чем сто лет назад. Политизированная молодежь голосует за социализм, новое поколение Европы и США считают героями последователей Маркса – Ленина, Че Гевару и Мао Цзедуна, лидеры ведущих европейских партий и ЮНЕСКО провозглашают: «Маркс был величайший научный деятель второго тысячелетия». Причём учение Маркса популярнее даже в странах «развитого капитализма» — США, Германии, Англии, Франции, Скандинавии.

Но почему так вышло? И к чему приведет?

О «Капитале» в частности и о марксизме вообще многие начинают говорить в том смысле, что все это устарело, уже было испробовано, осталось в прошлом веке, превратилось в идейный антиквариат. Обычно так говорят люди, которые объясняют себе историю и общественную жизнь с помощью гораздо более древних теорий, будь то свободный рынок, соперничество империй, божественный промысел и религиозная миссия, теория заговора, и т. п. Удивительно, но собственные объяснения происходящего не кажутся оппонентам Маркса устаревшими, давно дискредитированными и антикварными.

В реальности сторонники таких мнений сознательно забывают простую вещь: то, что на самом деле марксистский анализ системы, данный в «Капитале», был базовой оптикой для пролетарских революций, антиколониальных движений, советского блока, маоистского Китая, студенческих волнений в 60-е, новых левых Европы, антиглобалистов и вполне умеренных реформистских социал-демократов. На «Капитал» с равной охотой ссылаются и те, кто требует нового социального государства, и те, кто мечтает о финале капитализма.

Поворотным пунктом в развитии марксистской традиции явилась Октябрьская революция 1917 года в России и события последовавшие за ней. С одной стороны, оформился так называемый «советский марксизм», представлявший собой жесткое теоретико-идеологическое образование и являвшийся важным фактором воспроизводства советской модели социализма.

С другой стороны, на Западе возникла и получила развитие не только марксистско-ленинская, так и другая версия марксистской мысли – так называемый «западный марксизм» в лице неомарксизма (в частности франкфуртской школы в социологии – М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) и постмарксизма (например, теории общественной рационализации Ю. Хабермаса), ставших эффективным средством выражения социального критицизма западных интеллектуалов.

Впоследствии марксизм получил развитие у до сих пор модных и актуальных психоаналитиков Эриха Фромма и Жака Лакана, соеднивших учения Зигмунда Фрейда и Карла Маркса; философов-структуралистов Мишеля Фуко и Луи Альтюссера; социолога Клода Леви-Стросса; философов Жака Деррида и Ги Дебора, вскрывших пороки общества потребления; родоначальника мир-системеного анализа Иммануила Валлерстайна; писателей-экзистенциалистов Альбера Камю и Жан-Поля Сартра.

Появление марксистов в искусстве носит вообще системный характер. Ведь 30-е годы XX века – это не только появление соцреализма – но и начало творчества выдающихся сторонников марксизма и коммунизма на Западе – художника Пабло Пикассо, писателей Джона Рида, Теодора Адорно, Лиона Фейхтвангера, Эрнеста Хемингуэйя, поэта и драматурга Бертольда Брехта, поэтов Луи Арагона, Поля Элюара. А впоследствии и выдающихся режиссёров в кино – Жан-Люка Годара и зверски убитого неофашистами Пьера Паоло Пазолини. Да и вообще, марксизм стал основой для целых направлений в искусстве – футуризм, сюрреализм, нью эйдж, новая волна, постмодернизм. Продолжатели их идей в искусстве находятся в авангарде борьбы за умы людей и сейчас.

Но 25 лет назад казалось, что звезда марксизма закатилась навсегда. Построенное первое государство социальной справедливости – СССР — бесславно развалилось, а коммунистические партии по всему миру утратили влияние или, как в Китае, пересмотрели свою политику. Капитализм взял реванш за свое поражение, и все выглядело так, будто для Ленина и его идей наступил предсказанный Фрэнсисом Фукуямой «конец истории».

Однако столетняя годовщина Октябрьской революции прошла в несколько иной атмосфере. Экономический кризис 2008 года в ряде стран преодолен не был, а в ряде других преодолен лишь частично. Молодежь по всему миру столкнулась с безработицей и отсутствием перспектив. Крупный капитал, расслабившись в отсутствие конкурирующей социалистической системы, начал наступление на права трудящихся и развязал несколько бессмысленных и кровопролитных войн. На этом фоне от концепции «конца истории» понемногу отказались все, даже сам ее автор. А «призрак коммунизма» вновь бродит по Европе.

В последнее время старые коммунистические партии наращивают свое влияние даже в традиционно капиталистических странах. Зачастую от них отпочковываются новые левые движения и быстро завоевывают сердца избирателей, как это произошло с испанской «Подемос». Эти люди отнюдь не скрывают того, что ищут вдохновения в «Капитале» Маркса и в 54-х томах полного собрания сочинений В. И. Ленина.

Многие идеи Маркса и Ленина – местного самоуправления, низовой демократии, равноправия, общественной собственности на средства производства, сосуществования социалистической и рыночной экономики – внезапно оказались востребованными вновь.

Сегодня появилась новая волна и тех, кто развивает учение Маркса об антагонизме классов. Экономист Антонио Негри создал свою версию «составного субъекта», пришедшего на смену классическому пролетариату в двадцать первом веке. Паоло Вирно признает, что поздний капитализм включил в свой цикл человека целиком, со всеми его творческими, интимными и «странными» сторонами, а не только отдельные части его жизни и способностей, как это было во времена Маркса.

Итальянский марксист Франко Берарди использует понятие «когнитариат» как новую форму пролетариата в режиме информационного капитализма. Да, класс промышленных рабочих никогда не был столь многочисленным, как сейчас, он просто перемещен на периферию мировой карты капитализма, где сформировался гигантский рынок практически рабской рабочей силы, а в мировых центрах значение слова «труд» сместилось в сторону создания, получения и распространения информации.

Но Берарди обращает внимание на «прекарное» положение когнитивного труда. Временная и нестабильная работа – одна из базовых характеристик позднего капитализма. Часть среднего класса теряет вчерашнюю устойчивость и превращается в «прекариат» — новый революционный класс. Развивая эту мысль Андре Горц ввёл понятие «когнитивного капитализма», в основе которого лежит предположение, что высокие технологии будут равно доступны всем. Но за «когнитивным капитализмом» по Горцу неизбежно следует «когнитивный коммунизм», а сигналом к началу переходного периода станет повсеместное введение безусловного базового дохода, за который нужно бороться левым как за ближайшую тактическую цель.

Во многом возрождению экономических идей марксизма способствовали невероятные успехи Китая на его пути построения гибрида из капиталистического производства и социалистических методов управления. Став по факту первой экономикой мира, КНР естественным образом стала диктовать моду на многое – в том числе на идеи. А ведь ее руководство по-прежнему пытается демонстрировать миру вполне традиционный марксизм-ленинизм.

Генеральный секретарь Си Цзиньпин регулярно напоминает партийным руководителям, чиновникам и магнатам о необходимости хранить верность заветам Маркса, Ленина и Мао.

Даже небольшие и небогатые страны, упорно хранящие верность коммунистическим идеалам, демонстрируют подчас удивительную стабильность по сравнению с хаосом сугубо капиталистических кризисов. Неудивительно, что на Кубе, в Эквадоре или Вьетнаме Маркс остается настоящем героем для местного населения.

Удивительно другое – его наследие обретает все большую популярность в тех странах, где коммунистические идеи выжигались каленым железом. В мае прошлого года лидер Лейбористской партии Великобритании Джереми Корбин добился успеха на парламентских выборах, выдвинув откровенно революционную программу. В частности, он предложил обложить сверхналогами всех богатых, отменить плату за высшее образование и деприватизировать почти все, что было приватизировано при Тэтчер. Это не помешало подавляющему большинству молодых англичан – 60% среди избирателей от 18 до 24 лет – проголосовать в 2017 году за лейбористов.

Немыслимого прежде успеха добился и сенатор от американского штата Вермонт Берни Сандерс. И если бы не аппаратные интриги в Демпартии, «слившей» его ради Хиллари Клинтон, мог бы пойти гораздо дальше, включая непредсказуемый финал с Дональдом Трампом. Его налоговая и финансовая политика имела целью почти социалистическую направленность.

Социальное расслоение и неуверенность в завтрашнем дне сделали современную западную молодежь симпатизантами Маркса. Недавний опрос американского фонда «Жертвы коммунизма» показал довольно неожиданные для этого фонда результаты. Оказалось, что половина опрошенных из поколения до 30 лет хотели бы жить не в капиталистической, а в социалистической или коммунистической стране.

Марксизм сегодня – это не пронафталиненный красный флаг, которым размахивают на демонстрациях пожилые коммунисты. Он стал модным интеллектуальным направлением, причудливо смыкаясь с феминизмом, интернационализмом, борьбой за права национальных меньшинств, за здоровое экологическое будущее нашей планеты путём разумного ограничения для общества потребления. Единый планетарный экологический контроль за выбросами сам по себе является прообразом будущей системы, где победит биоэкономика, не требующая конфликта с окружающей средой. 

Сегодня, когда Карл Маркс оказался героем мемов, вирусных видео, футболок и демотиваторов – почти таким же популярным, как Че Гевара, в мире по-прежнему немало людей, уверенных, что цивилизация, главным смыслом которой является непрерывное пополнение банковского счета немногочисленных элит, не вечна и однажды сменится чем-то гораздо более разумным, справедливым и достойным каждого из нас.

В завершающей части конференции выступил Никита Черепанов, член КПРФ, студент ЮурГУ, слушатель партшколы обкома партии. Выбор его темы был для многих несколько неожиданным: «Математическое наследие Карла Маркса».

— Недавно на занятии партийной школы обкома партии, — сказал он вначале выступления, — мы познакомились со статьей члена президиума РУСО Г.Н. Змиевского (сайт ЦК КПРФ, от 09.04 т.г.) «Гений остается гением во всем», в которой речь шла о математическом наследии Карла Маркса. Накануне 200-летия великого мыслителя и революционера все, естественно, больше обращаются к его трудам в области философии, политэкономии, теории социализма, а тут вдруг математика.

Но мы решили, что это малоизвестное наследие Маркса открывает новые грани его гениальности и может существенно дополнить его личность, как учёного. Поэтому подготовили выступление на эту тему.

Оказывается «Математические рукописи» составляют значительную (около тысячи страниц) часть рукописного наследия Карла Маркса, в котором нашли отражение его занятия математикой. Посвящены они в основном выяснению сущности дифференциального исчисления.

Энгельс в своей речи на похоронах Маркса в 1883 г. утверждал, что Маркс сделал в области математики открытия. Мы постараемся, на основе статьи Г.Н. Змиевского, оценить математическое наследие Маркса.

Интерес к математике возник у Маркса ещё в 1846 году, а затем усилился в связи с его работой над Капиталом, то есть, главным стимулом для проникновения в математику Марксу служила экономика. Но очень быстро «арифметика» экономики, заключавшаяся в прогулках по таблицам цифр, подсчете процентов и рисовании зигзагов роста и падения цен, перестала удовлетворять Маркса. Потребовался переход к дифференциальному исчислению, только и способному отразить настоящую динамику экономических процессов.

Этого требовал диалектический подход. Маркс, прежде всего, усомнился в методологических основах дифференциального исчисления. В самом деле, основа всего математического анализа — представление о переменных величинахРазмышления Маркса о сути переменных величин образно отразил Энгельс в своем «Анти-Дюринге»: «Когда в математику были введены переменные величины и когда их изменяемость была распространена до бесконечно малого и бесконечно большого, — тогда и математика, вообще столь строго нравственная, совершила грехопадение: она вкусила от яблока познания, и это открыло ей путь к гигантским успехам, но вместе с тем и к заблуждениям. Девственное состояние абсолютной значимости, неопровержимой доказанности всего математического навсегда ушло в прошлое; наступила эра разногласий, и мы дошли до того, что большинство людей дифференцирует и интегрирует не потому, что они понимают, что они делают, а просто потому, что верят в это, так как до сих пор результат всегда получался правильный». Естественно, что Маркс, с его знаменитым лозунгом «подвергай всё сомнению», не мог примириться с этим. Для него было важно «сорвать с науки покров тайны». Что такое «переменная величина» в математике вообще? Спустя сто с лишним лет это остается одним из самых трудных для понимания понятий. Это признавал и известный математик, поднявшийся, подобно Марксу, до философских обобщений математических принципов, Бертран Рассел. На сегодня насчитывается, по меньшей мере шесть различных смыслов этого понятия, то есть единодушия у математиков и сейчас не просматривается. Поэтому рукописи Маркса и сегодня представляют существенный интерес.

Это тем более было важно, что переход от элементарной математики к математике переменных величин, по сути должен был носить диалектический характер, а Маркс считал своим долгом показать, как материалистическая диалектика применяется не только в общественных науках, но и в естествознании и в математике. Вскрыть же диалектику перехода к математике переменных величин можно было, только полностью разобравшись, в чем состоит «тайна, окружающая те величины, которые применяются в исчислении бесконечно малых — дифференциалы и бесконечно малые различных порядков».

Маркс обратился к изучению основ матанализа, т.е. к работам основоположников дифференциального и интегрального исчисления. Он ориентировался на книги, по которым велось преподавание математики в Кембриджском университете. Маркс, не имея возможности опираться на труды выдающихся математиков — своих современников — пытался решать те же проблемы, что и они, и его идеи насчет дискретизации непрерывных функций актуальны и сегодня. Маркс подробно выясняет «диалектику оборачивания метода», связанную с переходом к символическому исчислению, правила которого позволяют не от «реального» процесса переходить к символу, а, наоборот, для символа искать соответствующий ему «реальный» процесс, делать символ оперативным, предписывающим «стратагему действий».

Это составляет содержание основных работ Маркса, написанных уже в 1881 году и посланных Энгельсу: «О понятии производной функции» и «О дифференциале». Маркс усиленно искал «реальный» процесс отыскания производной функции, т,.е. алгоритм, позволяющий, во-первых, ответить на вопрос о том, существует ли у данной функции производная, и, во-вторых, эффективно найти её, если она существует.

В своих математических работах Маркс дает наглядный пример того, в чем должно состоять применение методов материалистической диалектики даже к такой вроде бы весьма абстрактной науке, как математика.

Но наследие Маркса следует понимать значительно глубже, чем просто анализ истоков дифференциального исчисления. По сути дела, Маркс предвосхитил развитие дискретной математики. Стремление внести «алгебраический» смысл в исчисление переменных величин противоречило тогдашним тенденциям развития математики, хотя сама по себе дискретная математика значительно старше математики переменных величин.

Положение коренным образом изменилось с созданием ЭВМ. Такие вроде бы абстрактные области математики, как математическая логика, общая алгебра, формальные грамматики стали прикладными для составления алгоритмических языков, на которых пишут программы для ЭВМ. Кроме того, изначальный посыл Маркса к изучению математики, а именно, экономика, отобразился сегодня в магистральности дискретной математики для решения экономических задач.

Но хотелось бы добавить ещё и то, что мысли Маркса о некорректности сопоставления непрерывных и дискретных представлений функций носят не менее революционный характер, чем его знаменитое учение о прибавочной стоимости и обречённости капиталистического мироустройства. Ведь основная парадигма капитализма — установление денежного эквивалента любых ценностей как личности, так и общества — изначально является бессмыслицей, поскольку множество потребностей, управляющих всем образом жизни, несчётно (сколько бы ни перечислялись эти потребности, всегда можно указать хотя бы одну, не включенную в это множество, причём это носит диалектический характер), а множество денег всегда конечно, как бы велико оно ни было.

То есть гигантский труд Маркса и Энгельса, выразившийся в четырех томах «Капитала» и опровергнувший справедливость общественного устройства, основанного на стоимости, должен иметь продолжение в виде модели общественного устройства, основанного на потребительной стоимости.

Таким образом, утверждение Энгельса над могилой Маркса о том, что Маркс сделал открытия в области математики, следует признать вполне справедливым. Гений остаётся гением во всём.

Несмотря на обширную программу, конференция прошла в течение 3 часов, без напряжения и с явным интересом для всех. Ни один из присутствующих (из 56 человек) не покинул её до самого окончания.

В завершение работы прозвучал вопрос одного из первых секретарей местного отделения КПРФ: «Почему сегодня теоретики марксизма, идеологи в партии не дают нам в руки такие формы и методы работы, которые позволят разбудить рабочий класс? Сделать так, чтобы он пришёл к нам. Пока мы сами по себе, а рабочий класс – сам по себе. Им, рабочим ничего не надо…»

В ходе завязавшейся дискуссии все согласились с тем, что волшебных рецептов для такого влияния нет. Маркс и Ленин, как и вся наша партия, продолжающая их дело, всегда подчёркивали: нужна большая и долгая, кропотливая работа, чтобы внести в трудящихся социалистическое сознание. У нас есть Программа КПРФ, Устав партии, есть традиционные формы агитации и пропаганды от газет до интернета, есть партийные школы, протестные акции и т.д. Именно эти формы и надо активнее использовать. Надеяться на волшебные средства – это иллюзия, которая свидетельствует о нежелании и неумении части партийных активистов делать то, что многие делают достаточно эффективно, а другие лишь ждут помощи сверху.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Наши страницы в соцсетях

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники