Музей Станкомаша зовёт в советское… будущее

В своих удивительных экспозициях этот музей не только рассказывает о прошлом завода, но не меньше, зовёт и в советское будущее. Такие мысли и чувства вызывал осмотр уникальных экспонатов музея Станкомаша и экскурсия, которую 22 марта провели для нас его сотрудники-ветераны завода: Валентина Косулина, Надежда Тарасенко и Герман Помазан. Они увлечёно, и с любовью к родному заводу рассказывали, как он создавался в тяжелейших условиях 30-х годов, как в 40-х пороховых годах все силы отдавал для фронта, для Победы, каких небывалых высот достиг в послевоенные и 70-80-е годы.

Начало строительства завода – 1931 год. Первые директора, легендарные личности: И.А. Каттель, С.К. Щербаков, В.С. Ниценко, и их преемники. Постоянное внимание и контроль за ходом строительства и работой завода со стороны ответственных лиц руководства страны (Сталин, Берия, Орджоникидзе, Малышев). Тяжёлые условия жизни, быта рабочих, политической обстановки, включая и репрессии ряда директоров завода. Но одновременно – энтузиазм, вера в дело социализма, в новую жизнь, и, как лучшее тому подтверждение — ударный труд.

  

Первая продукция в ноябре 1935 года. Выпущены первые два токарно-винторезных станка СО-1 (названы в честь наркома тяжёлой промышленности, Серго Орджоникидзе). Демонстрация их в Москве была доверена начальнику слесарной мастерской инструментального цеха Ивану Колеснику.

Затем начат серийный выпуск партии токарно-винторезных станков 1Д64 (по документации Московского станкостроительного завода «Красный Пролетарий»), и разработка ряда модификаций станка 1К625Д (в том числе малогабаритных и настольных), пользующихся спросом в России и за рубежом.

Листовки, газеты первых пятилеток, военных лет. На фотографиях этого времени, мы не видим угрюмых, измождённых лиц, т.н. «подневольного советского труда» (как уверяют нынешние переписчики истории в угоду олигархам и чиновникам). На снимках симпатичные, улыбающиеся, девчата, (мужчин мало, почти все, на фронте). За годы войны на фронт ушли добровольцами 3085 человек работников завода.

Здесь, на Станокомаше, в годы войны родилось знаменитое «Агарковское движение». Бригадир электросварщиков Егор Прокопьевич Агарков, работая на участке сварки башен цеха № 3, предложил объединить отдельные участки сборки, сварки и сдачи башен в единый, что позволило организовать высокопроизводительный труд рабочих, мастеров, бригадиров. Всего по заводу в результате движения было высвобождено 280 ИТР и рабочих. Движение было распространено на всю страну, имя Агаркова занесено в Большую Советскую энциклопедию.

  

— Не все знают, — отметили экскурсоводы, что именно Станкомаш, и в его рамках завод 200, — первые предприятия, которые стали выпускать танки (КВ, Т-34, а позже Т-72, Т-80, и другие марки), за что завод уже в то время стали называть Танкоградом. Право на рождение этого гордого имени, разделил с нашим предприятием, и знаменитый ЧТЗ.

Завод Станкомаш трудился под разными названиями: завод № 78, завод № 200 – эти номера навечно вошли в историю, за ними трудовая слава, за ними Победа, за ними имя Танкоград.

В ноябре 1946 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне и ему вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны (ГКО). Мы видели его, а недалеко от него — другую священную реликвию — копия Знамени Победы, переданная музею в дар от Совета ветеранов Челябинской области.

В послевоенные годы (1946-1950) Стакомаш развивался, переходил на новые технологии, на новую оборонную продукцию. В этот период освоен выпуск первой послевоенной гражданской продукции — нефтяных буровых установок и культиваторов, производство станин, клетей и механизмов прокатных станов.

В 70-80-годы завод продолжал выпускать уникальное вооружение. В музее мы увидели настоящие рассекреченные образцы боеприпасов: ракеты, бомбы, снаряды, принятые на вооружение в 1970-1980‑е годы и до сих пор в модифицированном виде используемые российской армией.

  

Среди них реактивная, неуправляемая авиационная ракета «С‑24Б» калибра 240 мм, авиационная неуправляемая ракета «С‑25-О», знаменитая реактивная система залпового огня «Смерч», принятая на вооружение в 1987 году и до сих пор оценивается как самая мощная в мире.

Рядом с многометровыми экспонатами есть и миниатюрные элементы оборонной мощи России. Это кумулятивные снаряды 115 мм для танковой пушки «Молот» и осколочно-фугасный снаряд 203 мм для самоходной пусковой установки «Пион», высокоскоростные баллистические мишени.

Самолетная мишень — это четырехметровая ракета калибром 250 мм и массой 160 кг. Она предназначена для имитации воздушной цели при оценке эффективности систем зенитного оружия и авиационных управляемых ракет «воздух-воздух», а также для обучения боевых расчетов ПВО и летного состава ВВС.

А наряду с этим, и продукция для сельского хозяйства (лемехи для плугов, борона академика Мальцева, культиваторы), товары народного потребления (чайники и кофейные сервизы из нейзильбера, ценившиеся советскими гражданами и зарубежными гостями).

В 1971 году, завод награждён Орденом Ленина за досрочное выполнение плана 8-й пятилетки. В 1985 году — орденом Октябрьской революции, за большой вклад в оснащение Вооруженных сил СССР военной техникой и за достижение высоких производственных показателей в XI пятилетке, и в связи с 50-летием со дня основания.

Всё увиденное вызывало гордость за героический труд заводчан – челябинцев советского поколения. Экспонаты неумолимо подтверждали, что только в условиях советской власти, плановой социалистической экономики, при условии работы на общее благо всех трудящихся, возможно, было достичь таких результатов.

  

В 80-е годы уже набирала силу горбачёвщина: гигантские очереди за вином и водкой, вырубка виноградников, лицемерные лозунги «гласность», «перестройка», «больше социализма», митинги «народных фронтов» под видом экологических движений, финансируемых Госдепом США. Верхушка предателей в КПСС вела обманутый ими народ и страну к разрушению. 26 лет назад, 17 марта 1991 года, эта верхушка отказалась признать волю народа, выраженную на референдуме за СССР, его результаты (около 80% — за сохранение СССР) были преданы и забыты.

Результат: контрреволюция 90-х – грабительская приватизация. Она коснулась и Станкомаша. Суть её до сих пор вызывает горечь и возмущение – знаменитый завод распался, был захвачен частниками, многотысячный коллектив оказался выброшен за ворота. Из 30 тысяч рабочих и инженеров, работавших в советское время, к 2013 году осталось менее 500 человек, а затем начался процесс банкротства предприятия. Огромный потенциал, современные технологии — всё это разбазаривалось, терялось. Перестала выпускаться, крайне нужная, для обороны продукция.

  

С 2014 года начались попытки остановить полную гибель завода. К настоящему времени он разделён на семь отдельных производств. Кое-что стало возрождаться.

— Руководство, созданного на оставшейся базе Станкомаша, АО «Конар», — отмечает экскурсовод, Валентина Косулина, — предпринимает большие усилия по организации нового производства.

Здесь уже работают современный сталелитейный завод «БВК» и завод  по производству сложных металлоконструкций «Совместное Предприятие КОНАР — Чимолаи». Это предприятие специализируется на производстве мостов, стадионов, небоскребов. Оно производит металлоконструкции любой сложности. В настоящее время на заводе изготавливают комплектующие для строительства трех стадионов к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

На созданном ООО «СТАНКОМАШ» — возобновлено производство оборонной продукции, а в августе 2016 года возобновилось закрытое около пяти лет назад производство комплектующих к реактивным системам залпового огня «Смерч».

Также на территории Индустриального парка работают цех никелирования, цех механообработки и готовится к запуску производство насосных агрегатов всех типов. В первую очередь, магистральных насосов, предназначенных для транспортировки нефти.

Это радует. Также, как и поддержка, которую Генеральный директор АО «Конар», Валерий Бондаренко, оказывает ветеранам завода, и музею завода.

  

Уже сам факт сохранения музея и его реконструкция на основе последних технологий музейного дела, – отмечает экскурсовод, — это достижение. А в перспективе, продолжает она, — предполагается и расширение помещений, оформление новых экспозиций, которые будут рассказывать о сегодняшнем дне главного преемника Станкомаша — АО «Конар».

Дело это можно только приветствовать и продолжать!

Тем не менее, простое сравнение того, что было в советский период и что осталось от завода сейчас, вызывали грусть и сожаление. Вся экскурсия, по существу, стала наглядным показом преимуществ советского социалистического хозяйствования. Об этом говорило всё: несравнимо быстрые в сравнении с нынешними временами сроки создания завода, выпуск крайне важных, для страны и для всего народа продукции, его вклад Победу, широкий ассортимент товаров, и вся атмосфера той жизни. Атмосфера общего дела, взаимовыручки и созидания на общее благо.

В сегодняшних условиях деятельности АО «Конар», при всём том, что на нём делается нужное для страны дело, атмосфера другая. В главных приоритетах – не общее благо, а прибыль. Хорошо, что не любой ценой… Но много ли таких предприятий в России, как «Конар», где заботятся о ветеранах, хранят память, сохраняют социальную сферу, дают бесплатное образование своим работникам? Их практически нет. Да и здесь основная социальная сфера – на задворках.

Нет, и не может быть у таких капиталистических «образцовых» предприятий самого главного – желания и возможности вывести страну из кризиса. Они часть системы, которая им этого не позволяет сделать…

   

Вот, к примеру, Губернатор, Борис Дубровский много говорит о станкостроительном кластере. А где этот кластер в реальности? Пока, видим один АО «Конар», и рядом несколько других, частных предприятий. Но они не заменят десятки уничтоженных заводов региона, таких, как челябинские АМЗ, Калибр, Прибор, часовой завод и многие другие. Как впрочем, и тысячи других промышленных предприятий страны, уничтоженных и разграбленных в ходе приватизации.

Увы, о производстве современных станков, о возрождении передовых позиций России в этой сфере речь пока не идёт. Пока и завод, как и вся страна, привязаны к нефтегазовой трубе. Разговоры и обещания о реиндустриализации, о новых технологиях касаются, в основном нефтегазового комплекса.

А это ли главный приоритет для страны? Вместо реальной модернизации и восстановлении экономической и промышленной мощи, страна так и сидит на газонефтяной игле. Но, чтобы от неё освободиться, надо менять систему. А её, можно сменить только на базе идей Великого Октября 1917 года, на базе опыта и великого СССР, и Китая.

Продолжение идей Октября 1917 в сегодняшних условиях – это Программа КПРФ «10 шагов к достойной жизни». Эта программа — реальный, и, что очень важно, мирный путь выхода из капиталистического кризиса.

  

Окидывая взглядом советское прошлое, на примере Станкомаша нас, участников экскурсии – представителей Челябинского обкома КПРФ, не покидала мысль: этот музей зовёт в советское будущее. В то будущее, которое с учётом ошибок, перегибов и подчас неизбежных, отдельных преступлений прошедшего советского периода, уже в обновлённом виде, ещё вернётся.

Уверенности в то, что оно вернётся, придаёт и достаточно показательный факт огромного внимания российской и мировой общественности к 100-летним юбилеям двух русских революций – Февральской и Октябрьской.

Не только мы, коммунисты, но и Кремль призвал к их достойной встрече. Как бы, не силились антисоветчики и антикоммунисты, либералы от жириновского до сванидзе искажать и фальсифицировать причины и последствия этих революций, им не удалось и никогда не удастся опошлить и уничтожить память и правду о Великой Октябрьской социалистической революции.

Также как, и, о её великом наследии – СССР. В котором жизнь была не очень богатой, но достойной и справедливой. Прежде всего, для большинства тех, кто трудился. Жизнь была без угнетения и унижения, без преступности и наркомании на каждом шагу, без страшной коррупции и не менее страшного имущественного неравенства людей.

История таких флагманов советской индустрии, как Станкомаш, также это подтверждает. И его музей убедительно говорит не только о славном прошлом, но и о непременном советском будущем.

И не только завода и его рабочих, но и всей страны. Другой альтернативы этому нет!

Участники экскурсии, представители КПРФ Челябинской области

Николай Шеремет,

Александр Шипков,

Николай Гребенщиков,

Виктор Грешняков,

Анатолий Тренин

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Наши страницы в соцсетях

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон (обязательно)

Хотите ли Вы стать членом КПРФ?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники