Прохоров играет по сценарию Путина

«После демонстрации на Болотной площади, когда стало ясно, что образованный городской класс выступил против власти и не скрывает своих взглядов, Кремль решил выдвинуть вперед Прохорова, чтобы нейтрализовать энергию протеста», — сказал в интервью российскому вебсайту Gazeta.ru бывший кремлевский советник Станислав Белковский, возглавляющий московский Институт национальной стратегии, сообщает inosmi.ru.

 

Мысль о том, что Прохоров просто почувствовал, что назревает новая политическая атмосфера, и ринулся в бой со своей заявкой на президентство, кажется еще более неправдоподобной, если задуматься над тем, как он вел себя на пресс-конференции, объявляя о своем решении баллотироваться. Если бы он действительно решил безо всякого дозволения сверху помериться силами с одним из самых мстительных в мире политиков, то следовало ожидать, что он ввязывается в драку, чтобы победить. В таком случае должна была прозвучать резкая критика в адрес путинского наследия, стиля его руководства и поведения, а также воодушевляющий довод о том, что общественное мнение медленно меняется и что он, Михаил Дмитриевич Прохоров, как раз тот самый человек, который может ускорить данный процесс лучше кого бы то ни было, что он именно тот, кто избавит, наконец, российский народ от его императора.

 


А вместо этого Прохоров отказался даже сообщить, согласен ли он с мнением и лозунгами протестного движения, и выступит ли он на следующем массовом митинге оппозиции, который намечен на 24 декабря. Он отказался сделать даже хоть какой-то намек о той президентской программе, которая станет основой его предвыборной гонки. Для человека, объявившего, что он только что принял самое важное в своей жизни решение, Прохоров выглядел каким-то беспомощным, не понимающим, за что он выступает – или, скорее, ждущим указаний.

А как еще можно объяснить это странное заявление о том, что он целый месяц не будет давать никаких интервью? Вряд ли это можно назвать традиционным поступком кандидата в президенты, начинающего предвыборную кампанию менее чем за три месяца до выборов и не имеющего при этом четкого и ясного манифеста. Наиболее показательно то, что за исключением нескольких банальных фраз о необходимости перемен, Прохоров не высказал ни одного существенного критического замечания в адрес Путина. В условиях, когда протесты усиливаются, а рейтинги Путина снижаются, Кремль вполне мог подумать, что мартовским президентским выборам необходимо придать более убедительную видимость легитимности.

 

Прохоров заберет часть голосов перспективного и напористого среднего класса, но при этом не будет никакой опасности, что он хотя бы близко подберется к Путину, поскольку большинство россиян по-прежнему презирают олигархов. По всей вероятности, прохоровский гамбит это последнее изобретение влиятельного кремлевского политтехнолога Суркова, которого Прохоров осенью критиковал. Последние десять лет Сурков, будучи заместителем руководителя президентской администрации и главным идеологом, выполнял задачу по созданию и надзору за реализацией «управляемой демократии», как это явление называют критики и даже официальные представители Кремля.

Еще в 2005 году либеральный политик Ирина Хакамада, претендовавшая на президентский пост, заявила в интервью, что в России нет демократии, а есть лишь «виртуальная матрица демократического пространства», которой управляют из Кремля. «Она имитирует реальность. Если возникает демократическая оппозиция Кремлю, он автоматически создает другую оппозицию, которая лояльна по отношению к Кремлю». Тогда Хакамада сказала, что когда она решила в 2004 году выступить против Путина в борьбе за президентское кресло, ее главная проблема заключалась в том, что люди считали ее частью такой матрицы.

Большинство россиян подозревают, что якобы независимые политики на самом деле играют отведенные им Кремлем роли, однако Кремль весьма правдоподобно отрицает, что он причастен к созданию таких креатур. Поэтому и идет эта нескончаемая и нелепая игра в догадки. Может, Прохоров в точности до запятой выполняет приказы Кремля, действуя по тщательно разработанному сценарию? А может, у него действительно имеются свои политические амбиции, но он действует, только посоветовавшись с Кремлем? Или он делает все исключительно по собственной инициативе – и ему позволяют это делать, потому что в настоящее время он полезен для Кремля? Большая часть независимых аналитиков придерживается самой циничной версии.

 

«У меня нет ни малейших сомнений в том, что он делает только то, что ему говорит Путин, — заявляет либеральный политолог Андрей Пионтковский. – Это определенно поспешная реакция властей на произошедшее в Москве в субботу». Конечно, политики это люди, а не роботы, и как бы жестко ни была организована матрица, всегда есть шанс, что актеры внезапно отойдут от сценария, как поступил в сентябре сам Прохоров. Гордо встав во главе либеральной партии «Правое дело», по общему признанию являющейся кремлевским проектом, Прохоров вступил в спор с Сурковым по поводу количества неоднозначных политиков, которых олигарх хотел ввести в состав партии. Сурков при помощи хитрых маневров вывел лидера «Правого дела» за ее рамки, вынудив Прохорова созвать у себя в офисе прошедшую весьма эмоционально пресс-конференцию.

 

Он обвинил Суркова в манипулировании делегатами партийного съезда, чтобы те голосовали против него, во включении в состав участников съезда делегатов-«клонов», которых никто прежде не видел. «В стране есть кукловод, который давно уже приватизировал политическую систему, — заявил Прохоров прессе всего мира. — Зовут его Владислав Юрьевич Сурков, первый замглавы администрации президента. Реальная политика невозможна, пока политическим процессом заправляют такие люди как он». Ну да, подумали мы все, немного сконфуженные. Мы знали это, да и ты знал, ведь правда? Прохоров пообещал, что встретится с Путиным и с президентом Дмитрием Медведевым, и добьется отставки Суркова.

 

Не встретился, что неудивительно. В понедельник новоиспеченный кандидат заявил, что не разговаривал с Сурковым и Путиным с сентября, а также сказал, что решит проблему, став «начальником Суркова». Учитывая то обстоятельство, что последний раунд боя с самым таинственным кремлевским политтехнологом Прохоров проиграл, весьма абсурдной кажется мысль о том, что олигарх теперь по-настоящему начнет биться с Сурковым и с его верховным руководителем Путиным. Олигарх просто очень многое может потерять. «В сентябре Прохоров был как маленький мальчик, у которого на детской площадке украли конфеты, — говорит Пионтковский. – Он попытался пожаловаться воспитателям, но они просто проигнорировали его и сказали, чтобы он с этим смирился».

Хотите доказательство, что предыдущий конфликт с Сурковым был настоящий, а эта новая борьба за президентский пост фальшивка? Взгляните на то, как к этим двум инцидентам отнеслись жестко контролируемые государством средства массовой информации. В сентябре государственное телевидение вначале вообще ничего не сказало и не показало о прохоровской вспышке гнева, а финансируемая из Кремля англоязычная международная телестанция Russia Today в своем репортаже об отставке Прохорова не упомянула об обвинениях олигарха в адрес Суркова. На этой неделе все было иначе. Государственный Первый канал начал свой вечерний информационный выпуск с сообщения о заявке миллиардера на президентство, а Russia Today показала видеорепортаж с жизнерадостным заголовком «Прохоров вступает в борьбу с Путиным». Конечно же, ни тот, ни другой канал не показал прямую критику Прохорова в адрес Путина, потому что никакой критики не было.

Подозрения в том, что все это подстроено, усиливает и то обстоятельство, что отправленный в сентябре в отставку экс-министр финансов, давний соратник Путина и налогово-бюджетный либерал Алексей Кудрин сказал в интервью за несколько часов до объявления о заявке Прохорова, что он хочет вернуться в политику в составе либеральной партии. Прохоров же сказал, что у них много общих взглядов, и что они могли бы сработаться. Как-то все это очень удобно совпало по времени. И последняя улика обвинения – исключительно редкое и короткое интервью Суркова, которое он дал на прошлой неделе одному российскому блогеру.

 

Сурков сказал, что России не хватает массовой либеральной партии, и что раздраженной городской элите надо «дать» представительство в парламенте. Кремль любит управлять политикой сверху, и поэтому организованные снизу недавние протесты так сильно взволновали его. Похоже, что проект под названием «Прохоров» это план Суркова, которым предусмотрено «дать» либеральным россиянам голос. К сожалению, план настолько прозрачен, что он вряд ли сработает. «Я сидел на конференции с участием интеллектуалов, когда поступили новости о Прохорове, — говорит Пионтковский. – Все там рассмеялись».

Но если все это большой блеф, то зачем он Прохорову? «Он хочет быть премьер-министром при президенте Владимире Путине, — утверждает Белковский. – Он заявлял об этом несколько раз в частных беседах». Такая идея, способная создать ощущение обновления во власти, звучит весьма правдоподобно – пока вы не увидите разницу в росте этих двух людей. Будет весьма неожиданно и удивительно, если политик Путин, одержимый своим имиджем мачо, назначит премьером миллиардера-баскетболиста, возвышающегося над ним на добрые тридцать с лишним сантиметров. Тогда их совместные фотографии будут вызывать смех.

Скорее всего, Прохорову пообещали менее значимую роль во власти, или вообще ничего не пообещали, а просто поставили в известность о том сценарии, который он должен выучить и играть по нему. «Такие вот отношения между Путиным и олигархами, — говорит Пионтковский. – Если кто-то не выполняет то, что ему сказано, он может мгновенно лишиться своих миллиардов».

 

http://kprf.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Наши страницы в соцсетях

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон (обязательно)

Хотите ли Вы стать членом КПРФ?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники