Сочи: Город-«бомж»?

Корреспондент и специалист по зеленым насаждениям прошлись по центральным улицам Сочи и решили выяснить, почему цветущий и ухоженный ранее курорт превратился в город – «бомж»?

Михаил Иванович Белоусов — бывший директор МУП «Зеленстрой». О таких, как он, говорят: «последний из могикан». Белоусов один из последних сочинских специалистов-озеленителей курорта, которых кубанские аграрии вытеснили из этой сферы. Вытеснили, как и других профессионалов из сфер образования, науки, культуры, медицины, строительства, архитектуры, геологии… Чем чревата «кумовская политика» «специалистов», ничего не понимающих в особенностях курорта?


В годы Советской власти, вспоминает Михаил Иванович, была система. Были ответственные и ответственность за все жизненно важные сферы города, в том числе за зеленые насаждения. Не могло быть и речи о том, чтобы принять на руководящую должность друга, брата, сестру, свата, любовницу, ничего не смыслящих в возглавляемой сфере. Нашу экскурсию по городу с бывшим директором МУП «Зеленстрой» мы начинаем на месте трагедии на перекрестке улиц Донская и Пасечная, которая произошла два месяца назад. Здесь 14 октября около 20 часов вечера оборвалась жизнь 34-летнего сына, отца двоих детей и мужа, — Алексея Тимофеева. Причиной трагедии стал гнилой тополь, а возможно, халатность чиновников, присланных к нам с Кубани: руководителя лесопаркового хозяйства города, — Ольги Соколинской и мэра Сочи, Анатолия Пахомова? На их взгляд, виноваты в данной трагедии все, кто угодно, кроме них: сам погибший водитель, тополь, погода. Разобраться в том, кто же виноват, до сих пор не в состоянии и следователь СК РФ Юрий Дидик. В «КН» № 42 в статье «Без хозяина?» мы осветили эту ситуацию. Реакции на статью так и не последовало. Экспертиза по горячим следам, словно умышленно составлена не была. Теперь на месте тополя не осталось даже корня от него.

КОНЦЫ В ВОДУ?

Его вырвали, а яму, как больной зуб залили бетоном, завалили бетонными плитами. И в настоящий момент выковыривают недавно положенную плитку, укладывая вместо нее другую. Делают это рабочие из Ростова-на-Дону, варварски обрубая корни здоровых деревьев. Поблизости сотрудники «Водоканала» выковыривают забетонированные ростовчанами канализационные люки и чистят их, вытаскивая горы строительного мусора. Рабочие ругаются между собой и говорят, что такой тупости не встречали за все время существования Сочи. Одна рука, словно не знает, что творит другая, возмущаются водоканальщики, которые получают копейки за свой адский труд. А вот начальство, прибывшее в наш город «строить Олимпиаду», знать не желает о том, что в городе существуют тысячи километров бесхозных канализационных труб, ливневок, водопроводов. Рассказы о модернизации Сочи, это все показуха и помпа, говорят рабочие. Сочи умирает в дерьме, которое течет по улицам города. И, действительно, по улице Донской вонючей и напористой струей течет канализация, подмывая корни здоровых деревьев. Пахомов? А что Пахомов? — говорят работники водоканала, разве тракторист что-либо понимает в канализации? А что понимает в воде начальство водоканала, которое меняется, как перчатки, себе устанавливает баснословные зарплаты, а рабочих и хозяйство водоканала держит на грани банкротства. Посмотрите на автомобили, на которых ездит наше начальство, и сравните с состоянием сетей в городе, советуют рабочие, и вам все станет ясно.

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

Михаил Белоусов осматривает тополя, стоящие по соседству с тополем убийцей, какие-то умники кронировали их. Но ведь это очередная халатность, говорит специалист. Эти деревья гнилые внутри, у них уже гнилая корневая система. Это потенциальные убийцы, которые ждут случая, чтобы упасть и убить либо прохожих, либо проезжающих в транспорте. Во времена Советской власти за такую бесхозяйственность давно бы посадили виновных. Но у нас, как видите, сухостоями никто не занимается и ответственных за падающие деревья нет, хотя в городе масса контролирующих организаций. Среди них ЛПХ (лесопарковое хозяйство города), возглавляемое человеком, далеким от отрасли курортного озеленения и дающим разрешения на спил совершенно здоровых деревьев.

Идем с Белоусовым по Донской в сторону Краснодарского кольца. Уцелевшие по обочине дороги деревья стоят все в пыли, их даже не видно в гари проезжающей многотонной строительной техники. Говорят, что наибольший процент сочинцев, больных раковыми заболеваниями, живет именно на Донской. И стоящие здесь пеньки здоровых деревьев ничего кроме недоумения не вызывают. Задыхаясь от копоти, доходим со специалистом до развязки Донская.

ДОРОГИ В НИКУДА

Двухярусная дорога возле здания под названием «Арбуз» уходит в никуда, а вернее, в сторону «Водоканала» и «Управления лесопаркового хозяйства города». От ранее стоящих здесь зеленых насаждений не осталось и следа. Впечатляет и «дорога» над головой и внизу, если ее таковой можно назвать. Груды мусора, кучи грязи, неогороженные рвы и канавы. Идем в сторону Краснодарского кольца, но так как здесь не осталось не одного деревца, а вокруг сплошной бетон, поворачиваем обратно в сторону улицы Гагарина. Здесь тоже все перекопано. Стоят пеньки, валяются вырванные с корнем пальмы. С риском для жизни переходим дорогу в районе хлебозавода. Хлудовский ручей завален строительным хламом, землей и техникой. Всюду пеньки от платановой аллеи улицы Чайковского. Специалист Белоусов сначала не узнает улицу и пытается понять, где мы находимся. Облысевшая «санитарно-защитная зона» жилого микрорайона Гагаринский подвергает специалиста в шок. Мы идем по разгромленной улице Чайковского, где красными крестами отмечены к уничтожению редчайшие и дорогостоящие кедры, кипарисы, магнолии и другие экзоты, а также осматриваем деревья с зелеными крестами, — им разработчики этого варварского проекта из Санкт-Петербурга оставили жизнь.

НЕ ЖИЛЬЦЫ

Но, по словам специалиста, жить им осталось недолго, так как за ними никто не ухаживает, корни подрыты, стволы завалены землей и строительным мусором, а дерево, как человек, не может выдержать столько издевательств над собой. Мы говорим с Михаилом Ивановичем, о братьях наших зеленых, как о живых сородичах. На наших глазах бульдозер наехал своими гусеницами на живую пальму, подмяв ее под себя, как беззащитного ребенка. Проходя по улице Чайковского, у нас с Михаилом Ивановичем сжимается от боли, горечи и бессилия сердца. Молча думаем, что во времена Сталина, когда в 1937 году был создан «Сочизеленстрой» таких варваров просто бы расстреляли.

Михаил Иванович вспоминает, что последний раз сотрудники зеленстроя отметили 70-летний юбилей своей организации в 2007 году. Затем организацию как бы умышленно стали банкротить, отдали в частные руки, которые стали заниматься не посадками, а спилом деревьев.

РАНЬШЕ ВЫСАЖИВАЛИ, ТЕПЕРЬ ПИЛЯТ

Наши специалисты «Зеленстроя», вспоминает Михаил Иванович, высаживали до 5 миллионов разных прекрасных цветов в год. У нас круглогодично цвели клумбы. По всем 4 районам Сочи были организованы базы «Зеленстроя», в которых насчитывалось полтысячи человек. Они регулярно следили за зеленым хозяйством города. Спилу подлежали только аварийные деревья. В год мы высаживали по городу до полумиллиона новых деревьев и до миллиона кустарников! Мы стоим с Михаилом Ивановичем возле огромного котлована, который вырыт неизвестными рядом с детским садом и домом 66 по улице Гагарина. Сюда может провалиться кто угодно. Но, что самое страшное, здесь торчат оголенные провода, вылезли наружу корни многолетних кедров и из самого котлована сделана помойная яма. Какой-то рабочий в спецовке «Мостоотряд 99», проходя мимо нас, бросает туда кулек с мусором. Почему приезжие, зарабатывающие деньги на нашем городе, покое и благополучии, превращают наш город в помойку? Куда смотрят местные власти? Мы с бывшим директором МУП «Зеленстрой» приходим к выводу, что это только потому, что приезжей власти так же, как и этим рабочим, наплевать на Сочи, сочинцев и будущее курорта. Уходим дальше от этого страшного места.

ОСТАТКИ ОТ РАЙСКОГО МЕСТА

Проходим на Цветной бульвар в надежде хотя бы здесь найти те остатки курортной роскоши, которая так манила в наш город туристов со всего мира. Делала наш город раем на земле. Парк, заложенный специалистами «Зеленстроя» на Цветном бульваре, действительно, еще остается кусочком не- растерзанной красоты. Но чуть вправо или влево уже видны застроенные уродливыми небоскребами детские и бельевые площадки, вырванные с корнями магнолии, спиленные кипарисы, дубы и кедры, огороженные строительными заборами парковые зоны и зоны отдыха многоквартирных домов. Мы доходим с Михаилом Ивановичем до аккуратного здания в середине Цветного бульвара. Это здание «Зеленстроя» говорит Белоусов. Здесь раньше находились наши бытовки, где хранился инвентарь, были комнаты отдыха, душевые, столовые. Все было для рабочего человека, для коллектива единомышленников и профессионалов-озеленителей. К нам перенимать опыт приезжали со всех уголков России. Предприятие «Зеленстрой» было образцовым.

Выходим с Михаилом Ивановичем к новостройке, гостинице «Звездная». У Михаила Ивановича глаза становятся круглыми. Он говорит, что никогда бы не узнал это место, где он со своими коллегами закладывал и высаживал парк гостиницы «Кубань». Теперь от него не осталось и следа — один бетон. В удрученном состоянии проходим со специалистом-озеленителем здание рынка и направляемся в сторону железнодорожного вокзала. Здесь, говорит Михаил Иванович, мы в прошлом году с «Зеленстроем» к дню города, озеленяли сквер на месте сквера бывшей гостиницы «Чайка». Высаживали пальмы, засеивали травой лужайки. Приводили в чувство ранее посаженные деревья.

ОБЛЫСЕВШИЙ МИШКА

На вопрос: а что это за «облысевший» паровозик на лужайке? Белоусов задумывается и грустно говорит, что такие «паровозики», «мишки», «кораблики» и другие прелести «итальянской экзотики» стали поводом для его ухода из «Зеленстроя». Не сошлись взглядами на муниципальный бюджет с приезжим заместителем главы города, Николаем Говорущенко, поясняет Белоусов. Вот, к примеру, этот «паровозик» из проволоки» обошелся бюджету и был куплен за наши с вами полтора миллиона рублей господином Говорущенко. Его реальная стоимость не более пяти, максимум десяти тысяч рублей, говорит специалист. Говорущенко так же потратил средства, выделенные на восстановление «Зеленстроя», на покупку растений в Италии, цена которых была завышена в 50-100 раз. И почти все эти растения уже пропали вместе с самим Говорущенко. Как это называется, спрашивает специалист: воровство бюджетных средств? Их нецелевое использование? Злоупотребление служебным положением? Когда я сказал об этом Говорущенко, он в грубой форме отрезал: не указывай мне, не нравится — увольняйся. Но ведь, по сути дела, это вредительство на государственном уровне. Точно такие же растения можно было приобрести в питомниках Сочи, Армавира и других городов. Отечественные саженцы стоят в разы дешевле и более адоптированы к нашей среде. Действительно, история с Николаем Говорущенко, который был назначен заместителем мэра Пахомова, самим Пахомовым, трата или растрата им бюджетных миллионов и его исчезновение вместе с должностью, говорят о том, что криминал в Сочи процветает в органах самой власти. И никому нет дела до воровства наших средств под видом разных схем первыми лицами города.

С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ, ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ?

Идем с Белоусовым дальше. Не может не удивлять красота огромных пальм, выстроившихся в ряд по улице Навагинской Этим красавцам, вспоминает специалист, уже по 40 лет. Они взяты еще маленькими саженцами из парка Дендрарий. Всем миром ухаживали за ними, как за маленькими детьми. И они росли, чувствуя эту заботу и любовь. Но сейчас на многие из этих пальм больно смотреть. Там, где на торговой галерее располагалась парковая зона, сейчас сплошным монолитом идет бетонная стенка ненасытных к государственному добру личностей. Нарушение инсоляции, ландшафта и имевшихся коммуникаций, вырубка зеленых насаждений привели к тому, что пальмы стали подтапливаться и просто гнить. Рубки, рубки, рубки по всему городу на Горького, на Первомайской, на Островского, Воровского, в микрорайонах Макаренко, Светлана, Хостинском, Лазаревском районах… По всему Сочи варварское отношение к курорту застройщиков и самой мэрии, состоящей из приезжих в прошлом трактористов, доярок, яйцеводов, пастухов и держателей свиноферм, не смогло не отразиться на зеленом наряде курорта. Теперь любимый всеми Сочи напоминает грязного, неумытого, больного и зараженного многими неизлечимыми болезнями бомжа. Не зря говорят: с кем поведешься, от того и наберешься.

По городу-бомжу с бывшим директором МУП «Зеленстрой» отважилась прогуляться

Светлана Кравченко

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Наши страницы в соцсетях

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон (обязательно)

Хотите ли Вы стать членом КПРФ?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники